Здравствуйте, я бы хотела изменить мир, но мне лень.
Лень порождает рабов. Федор Достоевский
Если программа экономии сил — как, кстати, любая из программ — доходит до гиперманифестации, то это уже порицается обществом. Обжоры, ленивые или гневливые попадают в круги ада. Вячеслав Дубынин (Батенька, да вы трансформер)
Лень - это отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству. В. И. Даль
Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей. Карл Маркс
«Знаешь почему ты ничего не делаешь? Ты либо не знаешь, как делать, и поэтому не делаешь, либо не хочешь делать и даже не пытаешься заставить себя», - кухонная критика. Не хочешь, не знаешь - лень твой лучший защитный механизм. Боишься сделать плохо, неидеально - не так, как "должно быть" (в твоей голове, разумеется, есть тот самый образец) - появляется лень.
Мы решили разобраться, что же такое лень и откуда она берётся.
Глава 1. Биология, мне лень.
Биология говорит, что лень - естественная потребность организма к экономии энергии. Мозг так устроен: ищет хитрые легкие пути решения любой поставленной задачи. «Лень - двигатель прогресса», - вспомним про колесо, пульт от телевизора и доставку еды. Прогресс? Безусловно. Но, если присмотреться повнимательнее, это воплощение принципа экономии энергии помноженное на принцип экономии энергии.
Ленивый (переутомленный, истощенный) организм уже не может функционировать в том же режиме, что и до появления чувства лени, поэтому изо всех сил минимизирует затраты на любую трудовую деятельность, так как полученной энергии уже не хватает.
В таких условиях вернуть себя в режим бодрости и продуктивности можно следующим образом - необходимо прислушаться к организму и скорректировать распорядок дня: правильно питаться (не "дорого-богато", а энергетически сбалансированно, употреблять продукты, в которых содержатся питательные вещества, действительно необходимые), нормализовать часы сна и бодрствования, а также элементарного отдыха (не перегружай себя, никому эти жертвы не нужны, а нужен грамотный тайм-менеджмент). Кроме того приведи в порядок свое сознание и пространство вокруг (да, бардак в комнате еще никого к продуктивности не мотивировал), и давай телу сбалансированную физическую нагрузку (йога, плавание, бег, пешие прогулки и вообще занятия спортом) для поддержания организма в тонусе.
Этого хватит на то, чтобы больше не лениться?
Нет.
Зачастую, в современном обществе, причина появления лени лежит далеко не в одной потребности организма к экономии энергии. Современная молодежь может стоять несколько суток в очереди за кроссовками, написать десять тысяч слов в блоге, пройти десятки километров в поиске красивого места для фотографии, несколько часов искать в интернете дешевые билеты на самолет. И никакой лени при этом не испытывать. И вы знаете почему: все решает мотивация. Об этом наша следующая глава.
Глава 2. Психология. Вам лень об этом говорить?
С точки зрения психологии, лень – это нехватка мотивации, которая определяется отсутствием устойчивого условного рефлекса к трудовой деятельности, попросту говоря – привычки работать.
Какая первая ассоциация возникает у вас от слова "работать"? Труд, завод, рутина, офис, ипотека, несчастливая жизнь? Лень срабатывает каждый раз, как защитный механизм психики при подсознательном нежелании делать что-либо, когда человек не понимает, зачем делать то, что не хочется.
Психология выделяет несколько видов лени (от недостатка мотивации до слабости воли и тд), однако в большинстве случаев глубинной причиной возникновения лени являются внутриличностные конфликты.
Согласно теории о доминанте А. А. Ухтомского, в один момент времени для человека актуальна одна лидирующая потребность, удовлетворению которой подчинены все резервы, а внутриличностный конфликт возникает, когда человек ставит себе не согласующуюся с этой потребностью задачу. Возникает «очаг доминанты» в коре головного мозга, который тормозит реализацию поставленной цели.
Таким образом, из-за нерешенных внутриличностных конфликтов, непонимания своих истинных желаний и потребностей, попытке достижения "мнимых целей", навязанных извне и появляется лень.
Если обратиться к художественной литературе, то выяснится - на протяжении тысячелетий писатели пытаются не только найти ответ на вопрос "кто мы, и что есть мир", но и как сделать воображаемое - действительным, как побороть лень и страх перед жизнью в реальности.
Все это происходит от смещения личностных ориентиров: делать не то, что кажется правильным для себя, а то, что кажется правильным с точки зрения социума, навязанных идеалов и моделей поведения, из-за неуверенности в себе, своих возможностях и личном выборе. Все это порождает чувство вины, и в результате сил на борьбу с собой и на переживание этих чувств тратится больше, чем сил на действие.
Мы лежим на диване и корим себя за никчемность и бездействие, получая при этом огромное количество негативных эмоций и добивая остатки мотивации. Но чем дольше мы это делаем, тем меньше энергии остается. Вы попадаете в эмоциональный плен. Осторожно, двери закрываются, следующая станция "депрессия".
Почему же эмоции играют такую важную роль в становлении лени?
Для этого обратимся к теории о возникновении эмоций, приведенной в науч-ных трудах профессора П. В. Симонова о работе головного мозга. Согласно его формуле (мы представим её в упрошенном виде):
Э = П · (Ис - Ин),
где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени, а (Ин - Ис) — оценка вероятности удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта.
Если Ис < Ин - эмоция отрицательная, если Ис > Ин - эмоция положительная.
Следуя этой формуле, можно легко сделать выводы об отсутствии у человека мотивации для достижения потребности, когда сам процесс вызывает негативные эмоции.
В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию, которая усиливает потребность согласно правилу, вытекающему из формулы эмоций. Таким образом, мотивация растет, когда мы ориентированы на успех, признание и понимание того, что меняем свою реальность к лучшему, и здесь в игру вступает педагогика и воспитание, которым мы посвятили третью главу.
Глава 3. Моя лень должна быть во благо всему человечеству.
С точки зрения педагогики, по теории Макаренко - человек, поставив индивидуальные цели, руководствуется мнимой свободой, а степень трудолюбия обуславливается его индивидуальными интересами. И напротив, в коллективном труде индивид формирует понимание того, что личный успех – это успех всего общества. Достижение успеха связано группой людей, где каждый оценивает результат своей деятельности, как изменение окружающей реальности к лучшему.
При таком подходе человек осознаёт значимость своей деятельности для мира в целом, и мотивация его растет. А лень исчезает, во благо всего человечества. Каждый хочет быть особенным и изменить мир (в двадцать лет), и если воспитать в себе желание менять, строить и создавать - лень исчезнет!
Педагогика XX века строится на желании искоренить лень любыми способами и воспитать человека, который все время что-то делает, делает, делает и ухх не может остановиться. Однако не стоит забывать, что мы живем в веке XXI, и чрезмерная деятельность вместе с невероятным количеством информации, получаемой ежедневно, наносит непоправимый урон психике, является причиной неврозов, панических атак и прочих душевных расстройств.
Постоянная установка на деятельность - причина переутомлений и истощений психики! За сутки современный человек получает больше информации, чем житель Англии XVI века получал за всю жизнь.
Поэтому проводится огромное количество исследований о пользе лени в нашей жизни.
Возвращаемся обратно на диван?
Есть теория Маркуса Райхла о "темной материи нашего мозга", в которой он доказывает непрекращаемость работы умственной деятельности даже в периоды бездействия и объясняет, почему современному человеку необходимо позволять себе лениться. "Именно в моменты нашего безделья нейроны способны порождать наиболее глубокие и творческие мысли. Благодаря бездействию великие идеи, погребенные в бессознательном, получают шанс проникнуть в сознание. Байки о писателях и художниках вторят недавним психологическим исследованиям: чтобы раскрыть творческий потенциал мозга — эту сложную нелинейную систему, — нужно разрешать себе долгие полноценные периоды праздности. Как минимум отдых столь же важен для здоровья мозга, как и направленная умственная деятельность, а то и важней".
Другой исследователь, психиатр Эдвард Хэллоуелл вывел теорию стабильного дефицита внимания, который возникает у всех людей с хронической многозадачностью. Согласно этой теории, люди, которые делают несколько дел одновременно упускают из внимания огромное количество второстепенных, мелких деталей, что сказывается на планировании, сосредоточенности и вовлечении в процесс. Он также полагает, что современная рабочая среда способствует развитию этой патологии, и люди, которые обычно довольно успешны, начинают испытывать трудности при упорядочивании заданий, легко отвлекаются и становятся рассеянными.
Мы слишком любим взваливать на свои плечи непосильные задачи и пытаться успеть все, ведь время неумолимо бежит вперед, жизнь штука безжалостная и короткая, а если на мгновение остановиться в этом беличьем колесе - все, наступит лень и захватит тебя. Нет. Тебя захватит невроз. И кризис среднего (младшего, старшего) возраста. И полное непонимание происходящего.
А знаешь почему? Потому что лень порождается страхом. Это главная эмоция, провоцирующая организм на защитные реакции. И если остановиться, прислушаться к себе и перестать винить себя за все грехи человечества - мир не рухнет, а вот источник своих страхов ты обнаружишь. А дальше уже надо работать с ними, и помнить, что твой личный опыт со всеми падениями и взлетами делает тебя собой, а каждое твое действие делает твою жизнь интересней.
Автор: Филиппа Ныркова
Полезная литература:
Эндрю Смарт «О пользе лени. Инструкция по ничегонеделанию»;
П.В. Симонов «Лекции о работе головного мозга»;
Маркус Райхл «Темная энергия мозга»;
Григорий Тарасевич «Мозг хочет чтобы мы ленились».