История маркировки «Swiss Made»
- В 1601 году в Женеве впервые были введены правила маркировки часов;
- Конкуренция с Американскими производителями дешевых часов заставила швейцарцев сделать акцент на качестве своих часов;
- Маркировку «Swiss Made» использовали, чтобы особенно выделить швейцарское происхождение часов;
- «Swiss Made» – это торговая марка, условия использования которой, определены законодательством Швейцарии.
Истоки швейцарской часовой промышленности
Впервые на территории Швейцарии правила маркирования часов были введены в 1601 году в Женеве – родине швейцарских часов. В этом году местные часовщики создали свою цеховую корпорацию, в рамках которой были введены строгие правила обучения часовщиков от «магистра» до «мастера», и утверждена в виде штампа или подписи обязательная маркировка для всех часов, произведенных в Женеве.
В начале 18-го века производство часов появилось к северу от Женевы, в горах кантона Невшатель, где правила женевского цеха не действовали. Тем не менее, как и в Женеве, здесь тоже существовал свой способ маркировки: часовщик оставлял свою подпись на механизме часов, а позже, на циферблате. В подписи обязательно указывалось место производства, даже, если оно не было широко известно.
Появление торговой марки «Swiss Made»
В середине 19 века в США началось массовое производство и импорт часов в Европу. Американская часовая промышленность отличалась от швейцарской наличием крупных механизированных мануфактур, что позволяло производить значительно больше часов по более низким ценам. Международная выставка, прошедшая в Филадельфии в 1876 году, указала швейцарским производителям на необходимость модернизации способов производства.
В конкурентной борьбе ответным шагом швейцарских мастеров стало решение сделать акцент на качестве – точности и надежности часов, – а не на их дешевизне и массовости. Таким образом, появилась необходимость в специальной маркировке, которая позволила бы отличить часы, произведенные в Швейцарии от всех остальных. В то время еще не было официальной сертификации, но для идентификации на циферблат иногда стали наносить маркировку «хронометр». Также, на часовом механизме и циферблате зачастую упоминались награды, полученные на международных выставках. Участие в этих выставках принесло швейцарским часам признание и послужило стимулом к началу рекламной кампании, которая активно развернулась в конце 19 века, во многом способствуя росту их международной популярности. В качестве основного преимущества швейцарских часов, как правило, упоминалась точность хода.
Возрастающий спрос на официальную защиту марки и швейцарское происхождение часов среди производителей и покупателей заставил правительство издать федеральный закон о защите торговых и производственных товарных знаков в 1880 году, пересмотренный в 1891.
Так, 16 апреля 1880 года большое число швейцарских и иностранных компаний, в особенности, в сфере часового производства, зарегистрировали свои товарные знаки в Федеральном бюро интеллектуальной собственности в Берне. При регистрации, помимо названия марки и логотипа, нередко указывалось и место производства – на английском «Swiss Made» – возможно, из-за важности американского рынка.
С этих пор швейцарские часовщики стали наносить на часы надпись Swiss Made на циферблате. Уже тогда она указывалась на карманных часах вместе с названием фирмы внизу циферблата на уровне цифры 6. Такая же надпись была и на механизме, где располагалась техническая информация, например: 15 камней, 5 колебаний, Swiss Made.
Современное законодательство
1971 год
По запросу часовых производителей в 1971 году Федеральный Совет утвердил распоряжение, которое определяет юридический характер торговой марки Swiss Made и условия ее использования.
Часы не могут иметь на циферблате или корпусе надпись Swiss Made (Сделано в Швейцарии), Swiss (швейцарский) или другие варианты использования «Swiss», либо его перевода в значении принадлежности к Швейцарии, если они не соответствуют данному закону.
Торговая марка Swiss Made практически всегда указывалась вместе с названием фирмы-производителя. Стоит отметить что, большинство самых дорогих и элитных брэндов швейцарских часов не наносят на свои часы надпись Swiss Made: только одно их имя дает 100% гарантию, что часы были полностью произведены в Швейцарии.
Наряду со Swiss Made есть и другие часовые торговые марки, которые используются в часовой швейцарской промышленности:
- штамп Geneve;
- сертификация фонда Флерье - Qualité Fleurier;
- сертификат Официального швейцарского контроля хронометров - COSC.
1992 год
Регламент использования торговой марки Swiss Made с самого начала вызывал дискуссии. Федерация швейцарской часовой промышленности озадачилась вопросом укрепления марки Swiss Made. Закон 1971 года был переиздан в 1992, поскольку некоторые сочли его слишком мягким.
2017 год
Федерация швейцарской часовой промышленности неустанно борется с нелегальной деятельностью по производству поддельных швейцарских часов при поддержке компаний-производителей и государственных органов. В результате деятельности Федерации с 1-го января 2017 года вступила в действие новая редакция закона об использовании маркировки «Swiss Made», в которой ужесточаются требования к ее использованию.
Внимание, друзья!
Мы не можем опубликовать здесь фотографии часов, которые любезно предоставил для сайта Holistic Auction Международный музей часов, расположенный в городе Ла Шо-де-Фон, Швейцария. Увидеть эти фотографии Вы сможете, если пройдете по ссылке:
http://holisticauction.ru/articles/istorija-markirovki-swiss-made/