НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИЧЕНКО, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ
Онкологи прогнозируют рост заболеваемости. Что помогает победить рак?
Больше чем у 50 тысяч белорусов каждый год диагностируют рак. По даннымВсемирной организации здравоохранения, заболеваемость раком в мире в ближайшие 20 лет вырастет на 70%. Однако будет снижаться смертность и увеличиваться продолжительность жизни тех, кто перенес болезнь. Жизнь «после рака» становится все более частым явлением.
В Дании примерно 75% онкопациентов живут 14 лет и больше, отметила консультант Датского научно-исследовательского центра онкологического общества Сузанна Далтон на II Международной научно-практической конференции «Повышение качества жизни онкопациентов через развитие сотрудничества государственных, коммерческих и некоммерческих организаций» в Минске.
Онколог: «Я знаю людей, которые живут и 30 лет, и 40 лет после рака»
Среди последствий рака эксперты называют побочные эффекты лечения, депрессию, утомляемость, страх рецидива, изменения ощущений своего тела, боли, сексуальные проблемы, сердечные заболевания. Справиться с ними помогает реабилитация, направленная на то, чтобы помочь онкопациенту жить максимально полноценной и активной жизнью, с учетом изменений.
Реабилитация онкопациентов важна почти так же, как и лечение
В Беларуси большая часть онкопациентов проходят реабилитацию в Республиканском научно-практическом центре медицинской экспертизы и реабилитации Городище. В каждом онкодиспансере есть специальное отделение для реабилитации, рассказывает директор центра поддержки онкопациентов «Во имя жизни» Ирина Жихар.
И все же реабилитация в Беларуси больше направлена на восстановление в случае нарушений функций разных частей организма.
Опыт Дании показывает, что широкая работа по реабилитации пациентов, перенесших рак, может быть эффективным средством для их возвращения к полноценной прежней жизни или переходу к новому образу жизни. Особенность практики этой страны в том, что система по реабилитации базируется на обратной связи с пациентами, изучении различными диагностическими методами проблем пациентов и доказательной медицине.
После активной фазы лечения всем датским пациентам предлагают реабилитацию и поддерживающую терапию. О состоянии их здоровья в это время заботятся разные специалисты: диетолог, физиотерапевт, психолог.
Клиенты центра получают нужную им информацию и консультации, но при желании могут здесь же пройти подходящий курс реабилитации. В зависимости от состояния, потребностей и возможностей пациента, ему назначают процедуры и виды активности, определяют, что человек может делать самостоятельно и в чем ему нужна помощь специалистов для полноценного восстановления и поддержания здоровья, говорит директор Центра рака и здоровья Копенгагена Джетт Вибе-Петерсен.
Когда курс реабилитации заканчивается, вместе с пациентом составляют план самостоятельных действий по восстановлению: специалисты им принять болезнь, понять ее и больше узнать о возможных последствиях и особенностях жизни после выздоровления.
Когда практика реабилитации в Дании только начиналась, врачи-онкологи сопротивлялись этому направлению, как раз потому, что не было исследований, подтверждающих его важность.
− Проводилась серия исследований, на которых теперь базируется практика реабилитации, во-первых, чтобы врачи-онкологи всерьез относились к процессу реабилитации, во-вторых, чтобы не навредить пациенту. Помню, наши врачи удивлялись, какую нагрузку дают в датских центрах пациентам после рака легких, потому что в Беларуси считали, что им этого делать нельзя, − рассказывает Ирина Жихар.
В белорусских онкодиспансерах также начинает внедряться мультидисциплинарный подход. Пока в каждом из них развивается своя модель работы с пациентами.
− Например, в Витебском онкодиспансере есть групповые консультации с кардиологом, неврологом и другими специалистами. В Минском онкодиспансере раз в месяц по понедельникам мы проводим встречи с врачом-реабилитологом, где пациенты узнают, как восстанавливаться, следить за здоровьем и предотвратить побочные эффекты, − рассказывает глава центра «Во имя жизни».
«Если женщина привыкла копаться в грядках, для нее такие ограничения — конец света»
Что же помогает онкопациентам эффективней восстановиться и привыкнуть к новому образу жизни?
По словам Джетт Вибе-Петерсен, физическая активность хорошо помогает онкопациентам оставаться в тонусе и возвращать силы после болезни.
− Почти половина клиентов нашего центра участвуют в индивидуальных или групповых занятиях по физической активности. Физические нагрузки помогают избежать некоторых побочных эффектов лечения, поддержать функционирование организма и улучшают психологическое состояние, − считает эксперт.
Занятия подбирают по возможностям и желанию пациентов с учетом их заболеваний, от легких физических упражнений до йоги.
− Важно, что в датских центрах при разработке плана физической активности опираются на доказательную базу, на исследования, подтверждающие, что конкретному человеку можно делать подобные упражнения. Ведь не все так однозначно в вопросе физической активности онкопациентов, − уточняет Ирина Жихар.
Кстати, по данным ВОЗ, физическая активность около 150 минут в неделю снижает риск развития раковых и других заболеваний.
Людям, которые перенесли онкологические заболевания, часто врачи предписывают избегать перегрузок или запрещают поднимать тяжести. И это та часть совета специалистов, которая вызывает недовольство пациентов.
− Если женщина привыкла копаться на грядках, ей некому помочь, и она привыкла со всем справляться сама, для нее такие ограничения – конец света, − рассказывает Ирина Жихар.
В таких ситуациях людям сложно признать, что к прошлой активности вернуться не получиться и предстоит привыкнуть к новому образу жизни.
Не «потеряться» как профессионал
Нередко после онкологии люди сталкиваются с дискриминацией на работе или попытками увольнения.
− Наша организация в работе столкнулась с тем, что частные работодатели нередко делают все возможное, чтобы уволить онкопациента. Это большая проблема, особенно для молодых людей. Но мы как общественная организация пока не знаем, как эту проблему можно решить, − признается глава центра «Во имя жизни».
Так как лечение онкозаболеваний, чаще всего, длится долго, наниматели вынуждены искать временного работника. Чтобы компенсировать неудобства, они рассматривают вариант замены онкобольного на «здорового».
− Но увольнение с работы может лишить последних сил онкопациента, который и без того испытывает большой стресс, − комментирует Ирина Жихар.
Можно понять работодателя, заинтересованного в успешной работе компании. Но в такой ситуации можно попробовать найти альтернативу увольнению или помочь работнику в поиске нового места.
Больные раком: Не ставьте на нас клеймо
В Витебской области профессиональную проблему пробуют решать через медико-реабилитационную экспертную комиссию. Психолог организации помогает людям после различных заболеваний, в том числе онкологических, ограничивающих возможность заниматься старой профессией, найти себя в новой сфере. Такую практику стоило бы распространить по всем областям, считает представитель организации.
Разрешите ему не хотеть
Рак затрагивает не только больного, но и всех его близких. После лечения или операции жизнь и взаимодействие в семье могут сильно измениться. В Беларуси в 2015 году на учете в онкодиспансерах стоял каждый 37-й житель. Так как медики прогнозируют рост заболеваний, любому человеку не помешает знать, как себя вести с онкопациентами и как их можно поддержать.
Отдаленным родственникам и друзьям глава центра «Во имя жизни» советует поддерживать связь с перенесшим онкозаболевание, но не интересоваться постоянно его здоровьем, лучше общаться на другие темы.
− Представьте, что человеку регулярно звонят люди и спрашивают о здоровье. Он вынужден всем говорить одно и то же, от чего сильно устает. Ведь у больного или восстанавливающегося после болезни общение отнимает много сил, − комментирует Ирина Жихар.
Встречи лучше делать короткими и исключительно по маленьким делам или планированию ближайшего будущего.
Иначе складывается взаимодействие с родными, которые живут с онкопациентом в одном доме. Они видят все, что с человеком происходит, от недостатка сил до тяжелого состояния во время химиотерапии.
− Иногда родственники очень буквально понимают рекомендации врача. Например, пациенту сказали больше гулять на свежем воздухе. И даже если у него нет сил, то готовы на себе выносить его из дома, − говорит Ирина Жихар. – Важно прислушиваться к пациенту. Если он говорит: «Я не хочу», разрешите ему не хотеть. Пациента важно слушать, давать ему возможность ухаживать за собой, пока он этого хочет и может, позволять выражать свои желания. Это для родственником иногда оказывается очень сложной задачей.
Близкие онкопациентов также могут обращаться к психологам и психотерапевтам онкодиспансеров, чтобы получить консультацию о том, как общаться с больным и перенесшим рак, поддерживать его, и как самим справиться со сложившейся ситуацией.
Как прежде уже никогда не будет
Реабилитация онкопациентов, как дисциплина, активно развивается и совершенствуется. Ее особенность состоит в том, что в реабилитации обязательно активное участие самого пациента. Но не каждый к этому готов.
− Люди хотят, чтобы после того, как они выписались из больницы, все было как до болезни. Им сложно принять, что как прежде уже никогда не будет, − отмечает Ирина Жихар. − Большая проблема белорусских онкопацентов как раз в том, что они надеются на какую-то волшебную таблетку, которая сама, без их участия, устранит возникшие психологические и физические проблемы. Мы изучали опыт США, Великобритании, Дании, Литвы, Латвии и с уверенностью можем сказать: хочешь иметь высокое качество жизни – приложи собственные усилия. Безусловно, врачей никто не исключает из процесса.
От качества их рекомендаций зависит эффективность восстановления. Но реабилитация невозможна без активной ежедневной работы пациента над собой, заключает она.