После первых посещений УЖД предприятия Агроторф в 2007 году и апрельской поездки 2010 года, я совершил несколько повторных поездок на эту дорогу .
В этой части моих "непутевых заметок" речь пойдет о майской поездке, в ходе которой была полностью осмотрена западная - рабочая - ветка УЖД и бегло осмотрен летний поселок на торфобазе.
Итак, в мае я с товарищем в очередной раз выбрался на узкоколейку торфопредприятия Агроторф в Тосненском районе Ленинградской области. Не задерживаясь для осмотра станции и перегрузочного комплекса, мы пошли сразу же к развилке на главном пути, где свернули направо - на западную ветку УЖД. Как оказалось, в этот день на дороге был выходной, вывозка не велась и поезда не ходили, а потому по дороге мы гуляли пешком.
Накат на рельсах сразу дал понять, что ветка находится в активной работе. Кривые пути узкоколейки идут по невысокой насыпи, обрамленной картовыми канавами, за по-весеннему прозрачными кустами видны просторы торфяных полей - карт - как отработанных, так и находящихся в активной работе.
Километра через полтора от развилки встретилась первая стрелка на времянку. Более того, на рабочую времянку - на которой производится эпизодическая погрузка торфа.
Кривые до ужаса пути, уложенные на необрботанные чурки вместо шпал, стыки с зазорами больше 10 сантиметров, разного типа рельсы в соседних "звеньях" (Р-28 на удивление легко соседствуют с Р-18, например) - удивительно, но по этим путям рабочие поезда вполне себе ходят - пусть и серьезными ограничениями по скорости. Вдобавок ко всему, на времянке сохранились остатки еще одной стрелки - с тех времен, когда разрабатывалась соседняя "карта" - как правило, времянки укладывались по краям "картовых" канав.
Окончание у времянки традиционное - рельсы просто обрываются. И мы возвращаемся на основной путь, на котором через несколько сотен метров видим еще одну стрелку к времянке - и тоже рабочей - у пути стоит грейферный кран, а рядом - "караван" торфа ("караванами" именуются длинные кучи торфяного сырья вдоль погрузочного временного пути)
Эта времянка очень короткая и тянется буквально на полсотни метров. Бегло осмотрев, возвращаемся на основной путь, где натыкаемся на "местного жителя", весьма недовольного нашим присутствием на территории дороги.
Аккуратно обойдя гадюку по кустам, возвращаемся на пути и идем в сторону торфоучастка. За кустами вдоль канавы виднеются торфокомбайны, стрелка к тупику для отстоя единственного рабочего пассажирского вагона и летний поселок торфобазы, еще не заселенный по причине неустановившейся погоды. К слову, в качестве одного из жилых вагончиков, там используется снятый с тележек пассажирский вагон ПВ-40.
Дальше вдоль путей - база ГСМ, остатки разобранной стрелки в сторону ПТО торфоучастка.
Пути становятся заметно хуже - просадки, остатки разобранных стрелок - то ли разъезд, то ли остатки времянки, перекосы, халтурно отремонтированные подсунутыми под рельсы березовыми чурками - что не удивительно - грунтовые воды, ведь Гертовский торфомассив - это по сути болото, а на этом участке пути расположены почти вровень с поверхностью воды в картовых канавах. Опять же, на этом участке вывозка хоть и есть - чуть дальше расположена времянка длиной в километр - но нерегулярна, хотя объемы караванов торфа огромны.
Очень хорошо видно, насколько далеко тянется времянка, в одном месте она пересекает картовую канаву и в длину тянется на полторы "карты", это как раз около километра, с нее открывается отличный вид на стоянку торфокомбайнов у базы торфоучастка. Деревья на последнем кадре - это ветрозащитная полоса между "картами",
Возвращаемся на главный путь западной ветки. С каждой сотней метров пути все хуже - конец дороги уже рядом. В сторону "карты" уходит еще одна времянка, последняя на этой ветке, относительно короткая.
И вот, недалеко от стрелки на последнюю времянку дорога заканчивается за кривой малого радиуса. Раньше она продолжалась прямо, а кривая была всего лишь очередной времянкой, но по мере выработки торфа, основной путь разобрали, сняли стрелку, положив вместо нее пару звеньев напрямую к бывшей времянке. Подходим ближе - в тупике стоят несколько платформ со звеньями пути и самодельая цистерна из бочки от молоковозагрузовика на стандартной узкоколейной платформе, одна из платформ сошла с рельсов, отчего, несмотря на уклон, вагоны стоят на месте как вкопанные.
Вот и конец дороги. Красиво, но мало - хотелось бы увидеть эту дорогу во времена ее расцвета - когда линии тянулись дальше, а рабочих времянок было больше, но увы. Постояв у крайней точки узкоколейки, двигаемся обратно к поселку.
Косые лучи закатного солнца освещают пути, поют птицы. И так неохота уходить из этого удивительного места.
Но это не последняя поездка - впереди еще одна часть моего рассказа, посвященная поселку торфоучастка, который мне совместно с товарищами довелось подробно осмотреть в октябре 2010.
Так что оставайтесь на канале и до новых встреч!