Очень опасно пытаться защитить детей от всех опасностей.
В оригинале опубликовано Питером Грей в его блоге "Психология сегодня". (Питер Грей - автор книги "Бесплатно учиться: почему поощрение инстинкта игры сделает наших детей счастливее,увереннее в себе, научит лучше приспосабливаться к жизни".). Статье 10 лет, но ее актуальность неоспорима и сегодня.
"Весной 2008 года Ленор Скенази, жительница одного из районов Нью-Йорка, оставила своего 9-летнего сына посреди одного из торговых центров Манхеттена, дав ему лишь пригоршню мелочи, 20 долларов на экстренный случай, карту, карточку метро, и поцеловав (как я думаю), сказала, что он может добраться домой самостоятельно. Для этого ему придется ехать на метро и автобусе по маршруту, по которому прежде он многократно ездил со своей матерью. По возвращении домой он был доволен, как слон. Он долго выпрашивал эту возможность, чтобы доказать, что он может самостоятельно добраться домой на общественном транспорте, и теперь сделал это. Он светился от нового ощущения взрослости.
Ленор, которая вела колонку в журнале "Солнце Нью-Йорка", написала об этом случае. В течение нескольких часов после публикации статьи СМИ окрестили ее как "худшую маму Америки". Будучи на редкость единодушны, все женщины на канале ABC осуждали подобный поступок. Чуть более вежливые мамы на детской площадке, по словам Ленор, говорили: "Что ж, это неполохая мысль, я тоже позволю своему сыну поступить так же, когда он будет учиться в колледже". Этот инцедент стал для Ленор поводом написать замечательную книгу под названием "Свободные дети", в которой она развеевает родительские страхи, показывая, как смешно многие из них выглядят.
Я не собираюсь обсуждать здесь Ленор, которую я знаю и которой восхищался на конференции, где мы оба выступали, НО... Мой сын, в возрасте 13 лет, совершил абсолютно самостоятельную двухнедельную поездку в Лондон. Это было в 1982 году, когда было гораздо проще быть доверяющим своему ребенку родителем, чем сейчас, в 2008 году. Он начал обсуждать это с матерью и со мной весной, когда ему ещё было 12. Он собирался заработать все деньги на поездку самостоятельно, поэтому мы не могли использовать финансы как способ остановить его. Он спланировал всё путешествие также самостоятельно. Он хотел доказать самому себе, что может организовать и сделать что-то полностью от начала до конца без помощи взрослых. Он также хотел посмотреть несколько замков и музеев, о которых он читал в книжках и видел в игре "Подземелья и Драконы", в которую он играл. Он никогда до этого не был за границей, так же, как не были я и его мать.
Мы колебались, чтобы дать своё согласие. "Не из-за твоего возраста", как мы объяснили, "а из-за твоей болезни диабетом". У него диабет первого типа. Он измерял уровень сахара в крови, сам делал инъекции инсулина и соблюдал диету должным образом с тех пор, как у него впервые обнаружили диабет - с 9 лет. Он делал это также тщательно как любой взрослый диабетик, которого я знаю. Да, это опасно для любого человека с инсулин-зависимым диабетом путешествовать одному. Всегда есть риск инсулин-индуцированной гипергликемии, при которой ты теряешь способность здраво мыслить и даже иногда теряешь сознание. Что, если это случится в каком-нибудь незнакомом месте и никто не поможет ему?
На что он ответил: "У меня всегда будет диабет. Если вы говорите мне, что я не могу путешествовать один, потому что у меня диабет, то вы говорите мне, что я не смогу путешествовать один никогда. Я не могу принять это. Я не позволю, чтобы диабет мешал мне делать то, что я хочу. Когда я стану старше, я буду путешествовать самостоятельно, и вы уже не сможете остановить меня. Если вы переживаете не из-за моего возраста, то какая разница между моим путешествием в 18, 30 или 50 лет?" Его логика, как и всегда, была безупречна.
Мы сказали: "Хорошо". Мы ограничили нашу родительскую обязанность по назиданию только тем, что взяли с него обещание везде носить его предупреждающий медальон на случай, если у него будет инсулиновая реакция, чтобы люди могли прочитать это и понять, что он диабетик и ему нужна помощь, а не подумали, что он пьян.
Он провел все весенние и летние каникулы, работая и зарабатывая все необходимые для путешествия средства. Он заработал большую их часть, работая в маленьком ресторанчике, в который устроился самостоятельно. Сначала он мыл посуду, но чуть позже, когда там увидели, какой он хороший работник, его повысили, и он стал работать с грилем и руководить кухней. Уже само по себе это было великолепным жизненным опытом. К октябрю он был готов к поездке. К тому времени ему исполнилось 13. Он был учеником школы в долине Судбари, где придерживались широких взглядов на образование, поэтому отпроситься из школы не было проблемой. Все в школе прекрасно понимали, что это путешествие - очень важный образовательный опыт, поэтому его отметили как посещающего экскурсию.
Он был за границей без связи с нами две недели, смотрел бесчисленные замки, посетил Вестминстерское Аббатсво, проводил дни, погрузившись в сокровища Национальной галлереи и других музеев, брал пешие экскурсии по всему Лондону. Он также совершил попутную поездку в Оксфорд на концерт Moody Blues, а также на Кардиф, чтобы погулять по холмам и посетить Кардифский замок, а также в Париж с 15-летней девушкой, которую он встретил в самолёте в Лондон. В общем, невероятный опыт, который перевел его на новый уровень уверенности в себе относительно его способности управлять своей собственной жизнью.
Что ж, теперь я буду первым, кто признает, что мой сын не был просто каким-то обычным 13-летним ребенком, когда совершил это путешествие. Был ли он менее ответственным и способным обдумывать что-либо, чем какой-то взрослый? Его мать и я однозначно можем сказать, что нет. Быть доверяющим родителем - это не значит быть нерадивым родителем. Вы должны знать своего ребенка. Но ответственность не воспитывается в вакууме. Если вы хотите воспитать ответственного ребенка, вы должны дать ему свободу быть ответственным, а это, что печально, гораздо сложнее сделать сегодня, чем тогда, в 1982; и в 1982 это было гораздо сложнее, чем за годы до этого.
Сегодня практически невозможно для родителей позволить своему ребенку совершить путешествие подобно тому, что совершил мой сын, будучи 13-летним, независимо от того, насколько ответственен ваш ребенок. Для начала, работа с грилем в ресторане, где мой сын заработал деньги на поездку, сейчас незаконна для лиц, младше 16 лет (в нашем штате Массачусетс). Штат сам решил, что дети младше 16, просто в силу их возраста, некомпетентны и неответственны. И, к слову о мнении большинства, даже в 1982, это решение вызвало возмущение лишь у единиц. Представьте, как на вас посмотрят окружающие сегодня, если вы возмутитесь или позволите своему ребенку работать.
Но в другие времена и в других местах люди могли бы в большей степени озадачиться нашей нерешительностью, чем конечным решением. Как сказала Ленор на представлении своей книги "Наши замечательные, замечательные прародители отправляли их любимых детишек на медленных ржавых пароходах в Новый Мир лишь с парой рублей и куском салями."
Чтобы проиллюстрировать невероятный контраст между нашим методом воспитания детей и взглядом людей в культурах, придерживающихся традиций, приведем цитату из записок исследователя Мэри Мартини о ее наблюдениях за маленькими детьми на осторове Маркесан в Тихом океане:
"Тринадцать членов постоянной игровой группы ежедневно наблюдались в течение четырех месяцев и чуть менее систематично в течение еще двух месяцев....Возраст детей составлял от двух до пят лет. Они играли в течение нескольких часов в день без надзора, в то время как их братья и сестры посещали близлежащую школу. Они организовывали деятельность, выясняли отношения и избегали опасности, справлялись с травмами, распределяли игрушки и игнорировали контакты с проходящими мимо - без вмешательства взрослых". Они не допускали взрослых , возможно, потому, что те мешали их играм. Место для игр было потенциально опасным. Сильный прибой разбивался о борт лодки. Огромные скалы были покрыты битым стеклом. Склоны долины были крутыми и скользкими. Дети играли на высоком мосту и высоких, острых склонах скал. Время от времени попадались большие ножи, топоры и спички, и дети играли с ними. Не смотря на все эти опасности, происшествия были редки и незначительны. Подталкивания, поддразнивания, стычки были часты, но драки с кулаками, истерики и продолжительный плач - редки. Разногласия также возникали часто, но рассеивались в течение нескольких минут. Дети не искали взрослых или старших детей для погашения конфликтов или управления их игрой."
Мартини поясняет, что в этих наблюдаемых группах 4-5-летние дети заботились о 2-3-летних и делали это практически все время в контексте игры. Она обнаружила, что 24% всего времени было отведено на ролевые игры, в общей тематике подражающим взрослой культуре, такие как "корабль", "рыбалка", "охота", "подготовка к празднику". Другие 30% времени тратились на предметные игры (строительство), и 28% - на активные игры - догонялки, лазанья и т.д. Все это без надзора взрослых!!!
Когда Мартини спросила родителей, что они думают об игре их детей с ножами и спичками, то выяснилось, что они забрали бы у них эти вещи, если бы знали об этом, потому что боятся, что дети растеряют все спички и сломают ножи, но не потому, что боятся, что они поранятся. По словам Мартини, дети на этом острове поразительно хорошо настроены психологически и социально. Они не ноют и не требуют внимания взрослого, как это часто делают западные дети, и они великолепно адаптированы к самостоятельному решению проблем, которые у них козникают.
Я сомневаюсь, что когда-либо существовала какая-то человеческая культура, которая бы недооценивала способности детей больше, чем мы, североамериканцы, сегодня. Наше недооценивание приводит к самореализующимуся пророчеству, потому что, лишая детей свободы, мы лишаем их возможности, которая им нужна, чтобы научиться контролировать их поведение и эмоции.
Ничто в этой жизни не существует без риска. Когда мы лишаем наших детей возможности брать на себя риски, которые они должны на себя брать, чтобы вырасти гармоничными, уверенными в себе и мужественными, мы провоцируем еще больший и однозначно более трагичный риск, что они никогда не возьмут на себя ответственность за их собственные жизни.
Так что будьте смелыми и позвольте вашим детям быть смелыми."
От переводчика.
Не могу удержаться от комментария. Конечно, вряд ли кто-то из цивилизованных родителей допустил бы, чтобы его ребенок играл на скалах, покрытых стеклом, с ножами и спичками без надзора взрослых или под этим надзором. В России на этот счет явно преобладает западная культура. Да и постороннему человеку увести ребенка, играющего в песочнице без взрослых, - плевое дело, наши дети легко ведутся и реагируют на внимание взрослых. Но в целом, в статье явно показано, что родительская гиперопека скорей не уберегает, а подставляет детей под опасность - опасность того, что они по сути никогда не повзрослеют, а так и будут прятаться под нашим с вами родительским крылом, из-под которого мы сами же их своевременно не выпустили.
"Так что будьте смелыми и позвольте вашим детям быть смелыми."
Интересные переводы, многодетное материнство, а также развивающие материалы в авторском телеграмм канале "Рожаем оптом".