Найти тему
Mankind

Фрэнк Заппа

(1940-1993) Американский музыкант, гитарист-виртуоз, артист и безумец широкого профиля.

Добавьте описание
Добавьте описание

Часто, когда мы говорим о выдающихся людях, всплывает формулировка «раздвинул границы жанра». Так вот Заппа не такой. Ему не было категорически никакого дела до этих самых границ, он творил, не взирая на жанры и правила. Сразу надо уточнить: это ни капли не похоже на эксперименты Pink Floyd. В творчестве Заппы нет напыщенности, элитарности, зато безумия и смелости несравнимо больше.

А началось всё с того, что маленький Фрэнк увлёкся музыкой Игоря Стравинского и Эдгара Вареза. Конечно, их отношение к звуку и мелодии оставило глубокий шрам в сознании Заппы. Он ещё не знал в то время, что и сам успеет «наследить» в мировой музыке.

В 1965 году Фрэнк собрал группу Mothers of Invention и уже через год записал первый альбом Freak Out!, звучащий, как откровенное издевательство над популярной музыкой. Слушатели клюнули, Заппа подсёк и начинал выдавать альбом на альбоме. Как и его друг Captain Beefheart, Заппа расширял безумие песен за счёт сумасшедших названий - свой первый сольный альбом в 1967 году Заппа записал с Abnuceals Abnuceals Emuukha Electric Symphony Orchestra. Кстати, эта «фишка» Заппы позже станет неофициальным стандартом для всех альтернативно-оригинальных групп.

Первые записи Заппы могут непринуждённо, без особых усилий в клочья порвать все шаблоны. Как вам психоделичный поп с цитатами из «Весны священной» Стравинского? Или четырёхминутная композиция, в которой нет ничего, кроме криков толпы? Кстати, в этой записи случайно принял участие и Терри Гиллиам из «Монти Пайтон».

В конце шестидесятых Заппа собрал дома собственную студию звукозаписи. Одной из первых групп на ней стала... группа Элиса Купера. Заппа записал их первые два альбома, дал пару ценных советов и помог создать музыкантам шок-имидж.

Начало 70-х выдалось для Заппы не очень удачным: в 71-м во время концерта в Монтрё казино, где выступала группа, загорелось из-за зрителя с ракетницей (именно благодаря этому событию Deep Purple в том же году написала свой главный хит - Smoke on the Water). Через неделю после пожара, на концерте в Лондоне, зритель неудачно толкнул Заппу со сцены. Фрэнк упал на бетонный пол оркестровой ямы и получил серьёзные травмы головы, шеи, спины и ног. Следующие полгода музыкант провёл в инвалидном кресле. Думаете, это как-то его остановило? Нет! Заппа за это время успел записать два джаз-фьюжн альбома.

После возвращения Заппа изменил подход: сохранив свободу и нахальство в построении мелодии, он всё-таки снизил обороты и начал играть музыку. В это же время он и раскрылся как гитарист - притом весьма успешный. К концу десятилетия Заппу уже считали настоящим композитором, а не просто гитаристом-самоучкой. Тогда же у так и не успокоившегося Заппы начались проблемы с обществом. Вот со всем обществом в целом и разом - Фрэнк только и успевал отбиваться от нападок. А музыкальное сообщество, тем временем, всё внимательнее приглядывалось к импозантному усачу с итальянскими корнями.

Уже в начале следующего десятилетия композиции Заппы исполнил Лондонский симфонический оркестр. Всё внимание в 80-х Фрэнк отдал синклавиру - раннему прототипу синтезаторов. Он писал для него полноценные работы, которые получили признание в узких кругах. Увлечение синклавиром плавно приведёт музыканта к «классической» музыке, которой он останется верен до конца.

В это же время Заппа вклинивается в политику - выступает в Сенате США против цензуры, в 1990 году получает пост консультанта по делам торговли, культуры и туризма Чехословакии (драматург Вацлав Гавел, бывший тогда президентом этой страны, был давним поклонником Заппы). В 1991 году он даже становится одним из кандидатов в президенты США, имеет широкую поддержку, но оставляет борьбу. Сказывается состояние здоровья: незадолго до этого у него обнаруживают рак.

В 1993 году выходит последняя прижизненная запись Заппы - The Yellow Shark - в исполнении камерного оркестра Ensemble Modern, которым дирижировал Фрэнк. Так исполняется последняя мечта музыканта. В декабре того же года его не стало.

Но Заппа не был бы собой, если бы его история закончилась на смерти. Помните, что у него дома была студия? Фрэнк в ней проводил большую часть жизни. Когда его сын стал разбирать записи в студии, оказалось, что там огромное количество неизданного материала, которого хватило ещё на четверть века - последний полностью завершённый (!) альбом Заппы вышел в 2015 году. Он был сотым в его дискографии. 

Автор: Денис Божинский