Найти тему
muntaqa.info

Как относились большие ученые прежних времен к словам имамов, довод к которым остался для них неизвестен?

Пишет имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии, поясняя хадис «ребенок — заложник акыки» в одной из авторитетнейших книг шафиитского фикха:

«И сказал Ахмад, да будет доволен им Аллах, что он (ребенок) не заступится за своих родителей (если они не сделают акыку). Сказал аль-Хаттаби: «Это лучшее, что сказано об этом, но другие посчитали это далеким (от действительности)». Но в этом нет ничего далекого, потому что нет в этом вопросе места для личных мнений, и соответствует великому положению Ахмада и его широкому охвату сунны то, что он это сказал только лишь после того, как до него дошло достоверное сообщение об этом«.
См. «Тухфа аль-мухтадж ма’а хауаши аш-Шарвани уа аль-Аббади» 9/369.

قال الإمام ابن حجر الهيتمي الشافعي: «وَالْأَصْلُ فِيهَا الْخَبَرُ الصَّحِيحُ «الْغُلَامُ مُرْتَهَنٌ بِعَقِيقَتِهِ» أَيْ فَمَعَ تَرْكِهَا لَا يَنْمُو نُمُوَّ أَمْثَالِهِ قَالَ أَحْمَدُ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ — أَوْ لَا يَشْفَعُ لِأَبَوَيْهِ قَالَ الْخَطَّابِيُّ وَهَذَا أَحْسَنُ مَا قِيلَ فِيهِ وَاسْتَبْعَدَهُ غَيْرُهُ وَهَذَا لَا بُعْدَ فِيهِ لِأَنَّهُ لَا مَدْخَلَ لِلرَّأْيِ فِي ذَلِكَ فَاللَّائِقُ بِجَلَالَةِ أَحْمَدَ وَإِحَاطَتِهِ بِالسُّنَّةِ أَنَّهُ لَمْ يَقُلْهُ إلَّا بَعْدَ أَنْ ثَبَتَ عِنْدَهُ تَوْقِيفٌ فِيهِ».
انظر: «تحفة المحتاج مع حواشي الشرواني والعبادي» 9/ 369.

Писал имам Шамсуддин Мухаммад ибн Муфлих аль-Ханбали про своего учителя — имама Такыюддина Ахмада ибн Таймию:

«Если шейха Такыюддина, да помилует его Аллах, приглашали в гости, то перед тем, как пойти, он съедал то, что избавляло от тяги к еде. Наверное, он следовал в этом за кем-то из предшественников (саляфов)».
См. «Аль-Адаб аш-шар’ия» 3/198.

‫قال الإمام الشمس ابن مفلح -رحمه الله:‬ ‫»كان الشيخ تقي الدين رحمه الله إذا دُعي أَكل ما يكسر نهمته قبل ذهابه.‬ ولعله تبع في ذلك من مضى من السلف».
انظر: «الآداب الشرعية» 3/ 198.

Писал позднее большой ханбалитский ученый Мансур аль-Бухути о другом вопросе:

«Не является желательным для имама делать более одного завершения чтения Корана в таравихе, кроме как если другие они сделают в витре. И не является желательным для них прочитать менее чем одно завершение Корана, чтобы они получили достоинство этого дела.
В первую ночь начинает (таравих) с суры аль-Калям, ведь она — первая из ниспосланных, затем делает суджуд, затем встает и читает с суры аль-Бакара. Согласно словам Ахмада. И скорее всего до него дошло сообщение об этом«.
См. «Дакаик ули ан-нуха» 1/246.

قال العلامة منصور البهوتي الحنبلي: «وَلَا يُسْتَحَبُّ لِإِمَامٍ زِيَادَةٌ عَلَى خَتْمَةٍ فِي تَرَاوِيحَ إلَّا أَنْ يُوتِرُوهَا وَلَا يُسْتَحَبُّ لَهُمْ أَنْ يُنْقِصُوا عَنْ خَتْمَةٍ لِيَحُوزُوا فَضْلَهَا، وَيَفْتَتِحُهَا أَوَّلَ لَيْلَةٍ بِسُورَةِ الْقَلَمِ: فَإِنَّهَا أَوَّلُ مَا نَزَلَ ثُمَّ يَسْجُدُ، ثُمَّ يَقُومُ، فَيَقْرَأُ مِنْ الْبَقَرَةِ نَصًّا وَلَعَلَّهُ بَلَغَهُ فِيهِ أَثَرٌ«.
انظر: «دقائق ألي النهى» 1/ 246.

***

«Какой у него далиль?»«Скорее всего до него дошло сообщение об этом». «Наверное, он следовал в этом за кем-то из предшественников (саляфов».

Это отношение прежних больших ученых к словам имамов.

Как это же дело выглядит сейчас со стороны тех, кто заявляет о следовании пути первых имамов и не вырос даже до одной сотой знаний аль-Хайтами, Ибн Муфлиха и аль-Бухути?

Про четырех имамов и больших ученых четырех мазхабов:
Такой-то ответил так-то.
Где далиль?! У них нет далиля. Это просто мнение. Что пришло из сунны, то бери, а на эти мнения помочись.

Про современных шейхов и студентов:
Такой-то ответил так-то.
— Ма ша Аллах! Вот
как будет по сунне! Нужно срочно исправить всех, кто следует не этому мнению, и предостеречь от всех заблудших, которые откажутся исправляться.

__________________

Источник: https://muntaqa.info/dovest

Подписаться на обновления в твиттере: https://twitter.com/muntaqa_info

Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot