Тут до меня дошло недавно, как можно повысить качество работы учителя и заставить держаться за свое рабочее место. У нас ведь какая ситуация в большинстве школ – учителей не хватает. Вот и получается, учитель понимает, что его место закреплено за ним на ближайшие 5-10-20-30 лет, и смысла выкладываться на 100 процентов совершенно нет. Все равно никто его не сместит, так как желающих поработать в школе нет.
Но так обстоит ситуация только в провинции в «бедных» областях. За 15-20 тысяч можно найти и менее трудную и ответственную работу.
Совсем иначе складывается ситуация в тех субъектах, где заработная плата учителей составляет 60-80 тысяч рублей (в основном это Москва и нефтегазовые районы «Севера»). Там иной раз устраивается конкурс среди желающих занять место учителя. Благо заработная плата на фоне «среднего общероссийского уровня в 35 тысяч» позволяет жить комфортно (можно и на заграничный курорт съездить, и автомобиль японский купить, и дом построить).
А как же заставить учителей держаться за свое место в глубинке? Да все просто – поднять заработную плату до того уровня, когда человек скажет «уж лучше я в учителя пойду чем буду работать продавцом (строителем, водителем, секретарем и т.д.). А какой это порог? ИМХО это средняя зарплата по России.
Не нужно привязывать ее к региону. Если в какой-то области низкий уровень средней заработной платы, это не означает, что в этой области можно приобрести новенькую иномарку по цене в два раза ниже рынка. Цены везде одинаковые – и в Москве и в Иваново.
А в первую очередь поднимать зарплаты нужно там, где серьезный недостаток учителей. Например, в сельской местности. Согласитесь – редкий выпускник педагогического ВУЗа согласится поехать работать в деревню подальше от цивилизации. А чем его привлекать? Только деньгами.
Кто-то может сказать – а ведь деревенским платят надбавку в размере 25 процентов. Это так, но по факту это очень мало. Как правило, до ближайшего города 50-80 километров. Ездить дорого, а ведь приходится посещать и больницу, и банк, и госучреждения, и магазины. Да и жить в деревне гораздо сложнее, чем в городе: снег выпал – сам на тракторе прогреб дорогу, накопился бытовой мусор – сам повез его на свалку, заболел сильно – сам себя повез в больницу (скорую очень долго ждать) и т.д.
Как рассказывают учителя, в советское время и в бедные 90-е годы прибывшим в село на работу учителям давали жилье. А сейчас все сам. Я тоже недавно купил себе дом (писал об этом ранее). А где выпускник ВУЗа возьмет хотя бы 500 тысяч на покупку хотя бы элементарного жилья в деревне?
Во многих деревнях и получается ситуация, когда предметы ведут совершенно не предметники – учитель технологии ведет физкультуру, учитель русского ведет историю, учитель английского ведет информатику, а обж и прочие технологии ведет вообще бывший завхоз. Согласитесь – научить детей на «отлично» таким макаром достаточно проблематично.