Найти тему
Медиашкола

Магия цветовых пространств или почему vk не уважает фотографов

Оглавление

Если вы хоть раз сталкивались с проблемой «неправильных цветов» в контакте, то наверняка всегда интересовались тем, что же с ним не так.

Как вы знаете, ни одна статья про цветовые пространства не может обойтись без каноничных иллюстраций с моделью RGB и треугольниками sRGB, Adobe RGB внутри. Давайте попробуем оттянуть момент, когда эта иллюстрация станет необходима. Я не хочу вас спугнуть :)

Начнём с истории

История про RGB. В начале был свет… Нет, серьёзно, это не шутка, это первая фраза моего рассказа. В начале был свет, и люди (благодаря радуге, небезызвестным людям и стеклянной призме) догадались, что он раскладывается на разные цвета. Люди выделили основные, выделили и специфические (как вам цвет мороженого горошка?), но всегда привязывали их к какому-то предмету, существующему в реальном мире. Это не совсем точно (горошек бывает разным), и не совсем удобно (ну а что делать, если горошек именно такого цвета только на одной грядке, и цвет сохраняет лишь пару дней?). Возникла необходимость стандартизации. Это обычная процедура, через которую проходят все параметры, которые требуется измерить человеку.

За основу модели RGB взяты особенности восприятия цвета человеком (ведь для людей делаем?). У нас в глазах есть палочки и колбочки. Колбочки бывают трёх типов: чувствительные к зелёному, красному и синему «спектрам». А что дальше? Дальше — эксперимент. С большим количеством людей. В ходе эксперимента участникам было представлено «эталонное» световое пятно определённого цвета, выделенное из белого света сложной призмой. Так называемый «чистый цвет». Второе световое пятно предлагалось создать максимально похожим самостоятельно с помощью трёх крутилок (Red, Green и Blue). Крутилки регулировали яркости трёх белых источников света, на которые были надеты соответственно красный, зелёный и синий светофильтры. Разумеется, одного и того же оттенка люди добивались разным сочетанием красного, синего и зелёного. Результаты эксперимента позволили учёным создать ту самую трёхосную модель RGB человеческого глаза. Вот она.

-2

Как видите, лучше всего мы различаем оттенки зелёного цвета — модель сильно вытянута в сторону зелёного. Кстати, на матрице фотоаппарата зелёных субпикселей в два раза больше, чем красных и синих.

Продолжим фактами

Факт №1. Ни одно устройство на Земле не способно воспроизвести все цвета, которые человек может различать. И это рождает понятие «цветового пространства». Цветовое пространство — это цвета, которые какое-то устройство может отображать (или наблюдать).

Факт №2. Не все цветовые пространства привязаны к определённому устройству. Существуют «универсальные» пространства. Это как раз те самые sRGB, Adobe RGB и т.д. Их происхождение — это усреднённые цветовые пространства ЭЛТ-мониторов разных компьютерных корпораций (чтобы цвета выглядели более-менее одинаковыми). Часть из них — искуственно созданные огро-о-омные пространства, которым тоже не соответствуют никакие устройства. Они сделаны для того, чтобы внутрь них можно было поместить любое другое реально существующее пространство без потерь цветов — реальные простанства всегда будут меньше и без проблем влезут в этот «контейнер».

Факт №3. Чтобы работать с каким-то изображением, вам нужно условиться, в каком цветовом пространстве вы это делаете.

Факт №4. В интернете принято использовать цветовое пространство sRGB, но ваш современный монитор наверняка умеет воспроизводить гораздо больше цветов.

Факт №5. Все мониторы разные, для каждого из них должно существовать своё цветовое пространство и свой цветовой профиль. Цветовой профиль — это просто файл, содержащий информацию о цветовом пространстве.

Факт №6. Цветовой профиль монитора чаще всего поставляется производителем или генерируется устройством-калибратором. Калибратор позволяет наиболее точно определить цветовой охват вашего монитора, ведь даже экраны одной модели могут сильно отличаться друг от друга.

Порассуждаем

Когда мы обрабатываем фотографию, мы видим её в пространстве нашего монитора. Когда мы экспортируем её, мы прикрепляем к ней какой-то профиль. Чаще всего, как упоминалось выше, это sRGB. Если наш монитор был по охвату шире чем sRGB, мы потеряем часть цветов, но это не так страшно и не так заметно. Главное для нас — то, что происходит при экспорте: к экспортируемому файлу прикрепляется профиль. Этот профиль говорит всем, в каком пространстве работать с фотографией дальше. Отлично, теперь у нас есть фотография с прикреплённым профилем, и мы загружаем её куда-нибудь в интернет. Например, на Facebook. Почему бы и нет? Что происходит при просмотре? Ваш браузер скачивает картинку, считывает её профиль и отображает нужные цвета. Что у нас? sRGB? Поехали, будем показывать эти цвета! Что у нас, Adobe RGB? Ну хорошо, будем показывать более широкую гамму.

-3

Что происходит с фотографией при загрузке на vk.com? Фотография копируется на сервера vk, немного сжимается и… из неё выкидывается цветовой профиль. Как? А вот так. Просто и непринуждённо. Теперь никто не знает, в каком цветовом пространстве работать с фотографией.

Что делает браузер, если получил фотографию без цветового профиля? Как правило, он накладывает на неё профиль вашего монитора. Профили не совпадают и вы получаете другие цвета.

Что можно с этим сделать?

По большому счёту, только смириться, и никак не пытаться компенсировать цвета в обработке. Если вы обработаете изображение так, чтобы именно в вк оно выглядело сносно, сделаете вы это только для вашего монитора. Остальные получат непредсказуемый результат.

Возможно настроить некоторые браузеры так, чтобы они применяли к «беспрофильным» изображениям не профиль монитора, а профиль sRGB. Так вы исправите ситуацию для себя (будут одинаковые цвета при обработке и в вк), но не исправите для других.

Присылайте людям оригиналы, печатайте их на бумаге и дарите :) Глаз уж точно ничего не спутает.

Автор статьи: Александр Кучин