Найти тему
Психолог Саид Абишев

Секреты кино. «Белое солнце пустыни». Композиция эпизода «Выстрел».

Этот короткий эпизод из известного всем фильма интриговал с детства, с первого просмотра: Сухов окружен бандитами, басмач предупредительно стреляет из пистолета, находящиеся за ним жены Абдуллы (Зульфия, Лейла, Зухра и так далее) испуганно вскакивают.

Казалось бы, проходной кадр, длиной в выстрел — всего 4 с половиной секунды, но, почему-то, именно после него становится особенно тревожно — и за Сухова, и за гарем.

Потом появились компьютеры, на которых можно было «препарировать» видео, а в 90-х меня занесло на ТВ и я стал изучать кино — чтобы понимать, как снимать свои сюжеты и как удерживать внимание зрителя.

Тогда-то и возникла мысль — попробовать разобрать этот эпизод, выяснить — что же в нем такого, из-за чего каждый раз я снова начинаю переживать за судьбы героев фильма.

Результаты исследования поразили — открылись и композиционное совершенство кадра, и отточенная продуманность лаконичной мизансцены.

А недавно дошли руки вернуться к тому разбору и сделать из этого короткий видеоролик.

Очень частый комментарий:

- Да это у них случайно так вышло, а весь разбор - надуман.

Случайным может выглядеть единственный кадр, но, если говорить о "Белом солнце пустыни", то разобрав один эпизод, у меня появился мощный повод пересмотреть весь фильм - и оказалось, в нем очень много таких - неочевидных, скрытых хитростей, которые вносят свой вклад в ту притягательность, из-за которой мы смотрим и пересматриваем его вот уже скоро 50 лет!

Разборы других эпизодов выложу в следующих частях этого цикла - и вы убедитесь в красоте этих визуальных решений.

Работа над роликом привела к знакомству с художником-постановщиком фильма - Валерием Петровичем Костриным, интервью с ним опубликую позже, а пока вот такая фраза из той записи, которая подтверждает неслучайность каждого кадра:

- Первую часть снимали в Махачкале, там раскадровка не была такой подробной и многое шло от интуитивных решений, а вот вторая часть была уже с точной раскадровкой.

Мы поехали весной в Узбекистан выбирать натуру, дороги были в ужасном состоянии – размокшая глина, грязь. Поэтому договорились с руководством Аму-дарьинского канала – нам на несколько дней выделили вертолет. Через те места проходил Великий Шелковый путь – Мары, Байрамали, поэтому остатков древних строений было много.

Мы выбрали места съемок и уже под это была сделана раскадровка.

Надеюсь, вы теперь узнаете и будете любить фильм с новым взглядом на него.


Читайте также публикации: