Найти в Дзене

Искусство эллинизма

Эллинизм – III-I век до н.э. К концу IV века до нашей эры узость границ маленьких греческих городов-государств, полисов, ощущалась все острее. Классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Наступала новая эпоха: стирались границы, объединялись народы и культуры всей ойкумены. Этому способствовали великие завоевательные походы выдающегося греческого полководца — македонского царя Александра, к 28 годам создавшего огромную империю. Македонский говорил: «Каждый из варваров должен уподобиться эллину». Он считал необходимым распространять греческую культуру в завоеванных странах. Эта культура сливалась с восточными традициями и приобретала новые формы. После смерти А. Македонского в 323 г.до н.э. произошел распад македонской державы на области, которыми управляли сподвижники Македонского — диадохи. На местах происходит слияние государственной системы восточной деспотии с системой греческого полиса. Среди свободных граждан существовало сильное имуществе
Оглавление

Эллинизм – III-I век до н.э.

 Лаокоон и сыновья, фрагмент скульптурной группы
Лаокоон и сыновья, фрагмент скульптурной группы

К концу IV века до нашей эры узость границ маленьких греческих городов-государств, полисов, ощущалась все острее. Классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Наступала новая эпоха: стирались границы, объединялись народы и культуры всей ойкумены. Этому способствовали великие завоевательные походы выдающегося греческого полководца — македонского царя Александра, к 28 годам создавшего огромную империю. Македонский говорил: «Каждый из варваров должен уподобиться эллину». Он считал необходимым распространять греческую культуру в завоеванных странах. Эта культура сливалась с восточными традициями и приобретала новые формы.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей
Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей

После смерти А. Македонского в 323 г.до н.э. произошел распад македонской державы на области, которыми управляли сподвижники Македонского — диадохи. На местах происходит слияние государственной системы восточной деспотии с системой греческого полиса. Среди свободных граждан существовало сильное имущественное расслоение и появляется аристократия. 

Эллинистические страны 

  • Сирия с центром в Антиохи на Оронте;
  • Египет со столицей в Александрии — центре науки и культуры; 
  • Части Персидской державы, Македония, Греция;
  • Некоторые страны Малой Азии – Пергамское царство.

Греция постепенно превращалась в провинцию. Мастера находили заказы при дворах новых правителей. Однако, она оставалась главным средоточием эллинизма — художественной системы восприятия мира.

Искусство после смерти Александра Македонского называют эллинистическим, потому что местные школы в каждой стране продолжали подражать эллинскому (греческому) стилю.

Особенности искусства эллинизма

Были общие черты, роднившие искусство разных областей. 

Осуществляются фантастические проекты: горы превращались в города, создавались исполины, наподобие медного Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани острова Родос.

Художники стремятся выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов. Дионисийское начало захлестывает искусство. Искусство полно сильных страстей и бурного движения. Искусство не утратило равновесия форм. Художник привержен к греческому идеалу красоты, хотя жизнь предстает более сложной и драматичной, чем в греческом искусстве эпохи классики.

Колосс Родосский
Колосс Родосский

Пышность и помпезность в архитектуру и скульптуру принесла победа монархического строя. Крушение демократии приводит к преобладанию индивидуального над общественным. Утрата гражданского самосознания приводит к формированию новых представлений человека о мире и иной системы ценностей. Человек отныне «верноподданный» и в то же время частица общего эллинистического мира-ойкумены. 

Галикарнасский Мавзолей
Галикарнасский Мавзолей

Тенденция к смешению различных ордеров и их элементов, утрата архитектурной цельности и органичности содержания и выдвижение вперед проблемы эмоционального воздействия архитектуры. Действительность воспринимается человеком как сила, враждебная человеку, полная опасностей. Это порождало трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний. 

Внутренний перелом приводит к вычурности и громоздкости. Потеря естественности и простоты. Грациозность переходит в жеманство. Внешний идеал остается, внутренний идеал не найден. Искусство эллинизма не представляет из себя единого целого. Самостоятельные художественные школы существуют в Александрии (в скульптуре бытовая точность до отталкивающего натурализма), Пергаме, на острове Родос (скульпторы предпочитали кровавые, бьющие по нервам сюжеты, тяготели к намеренно театральным эффектам), в городах Сирии и других центрах.

Архитектура эллинизма

Строились и пышно расцветали города. Но теперь они строились не по живописному принципу, то есть в синтезе с природой и ландшафтом, как в Древней Греции. Новые города подчиняли местность регулярной планировке: их прорезали прямые и широкие улицы. Площади украшали храмы, появлялись новые типы зданий общественного назначения: библиотеки, музеи. Широкое развитие получила архитектура жилых домов и вилл.

Регулярный план Александрии
Регулярный план Александрии

Пергамский алтарь (Алтарь Зевса) — пример синтеза архитектуры и скульптуры.

Пергам — столица Пергамского царства (ныне г.Бергама в современной Турции). Был одним из самых красивых городов эпохи эллинизма. Строительство на акрополе велось в III-II веках до н.э. Расцвет царства — II век. Главная святыня города, храм богини мудрости Афины, имел весьма внушительный вид. Другие постройки сочетались с уступами почти голой скалы и были рассчитаны на восприятие с моря. 

Пергамский алтарь на акрополе
Пергамский алтарь на акрополе
Пергамский акрополь. Реконструкция
Пергамский акрополь. Реконструкция

Алтарь Зевса — самое знаменитое сооружение на акрополе. Он был воздвигнут во II веке до н.э. в честь победы над галлами. Терраса алтаря находилась на 25 метров ниже прочих зданий и была видна со всех сторон. С террасы открывался прекрасный вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем богини Деметры и другими сооружениями.

Новшество состояло в том, что алтарь был вынесен за пределы храмов и превращен в самостоятельное архитектурное сооружение. Его выстроили на высоком цоколе в виде прямоугольной ограды, замыкавшей жертвенное место со всех сторон, кроме передней. Ко входу вела широкая лестница. Внутри алтарь был украшен рельефами на тему мифа о Телефе — сыне Геракла, который почитался царями Пергама как их родоначальник.

Пергамский алтарь, реконструкция. Пергамский музей, Берлин.
Пергамский алтарь, реконструкция. Пергамский музей, Берлин.

Алтарь состоял из двух частей. Нижняя часть — массивный цоколь, основание. На нем — скульптурный рельеф, фриз. Верхняя часть, более легкая, окружена ионическим портиком. Сочетаются ионический и коринфский ордера. 

Рельеф на цоколе — горельеф, то есть очень сильно выступающий рельеф, почти круглая скульптура. Высота — 3,59 метра. Тема изображений на фризе — «Битва богов с гигантами». 

Скульптура

Мелкая пластика 

Большое распространение получают камеи и мелкая пластика. «Камея Гонзага» — двойной портрет царя Птолемея II и его жены. Одна из самых красивых камей эллинизма. А к самыми изысканными примерами мелкой пластики эллинизма относятся танагрские статуэтки с изображением грациозных девушек, закутанных в плащи. 

Камея Гонзаго
Камея Гонзаго
Танагрские статуэтки
Танагрские статуэтки

Монументальная скульптура

Раннеклассическое искусство Греции тоже любило драматические темы. Но там конфликты не доводились до жестокого конца. Богини, как Афина у Мирона, лишь предупреждали провинившихся о последствиях непослушания. В эпоху эллинизма они физически расправляются с врагом, карают его.

Конфликт Марсия и Афины. Классический период
Конфликт Марсия и Афины. Классический период
Казнь Марсия. Скульптура эллинизма
Казнь Марсия. Скульптура эллинизма

Скульпторы стали показывать, как казнят Марсия, поднявшего, несмотря на запрет, флейту, чтобы выучиться играть на ней. Марсий вступил в музыкальное состязание с Аполлоном и потерпел поражение. Его вешают на дереве. 

Широкое распространение получают многофигурные группы с запутанными мифологическими сюжетами.

«Лаокоон с сыновьями»

Лаокоон и его сыновья. 50 г. до н.э. 
Лаокоон и его сыновья. 50 г. до н.э. 

Скульптура создана греческими скульпторами с острова Родос — Агесандром, Афанодором и Полидором — в I веке до н.э.

Лаокоон — троянский жрец, который пытался спасти Трою вопреки воле богов. Лаокоон предупреждал сограждан, что нельзя вводить в город подарок ахейцев — деревянного коня. Боги наслали по морю двух огромных змей, которые смертельно ужалили Лаокоона и задушили его сыновей. 

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Ника Самофракийская и Венера Милосская 

Эти скульптуры дают два варианта представления о художественно-содержательной программе эпохи: подчеркнутая чувственность и повышенная драматичность.

«Венера Милосская», II век до н.э., Лувр
«Венера Милосская», II век до н.э., Лувр

Скульптор Александр. Богиня изображена полуобнаженной. Одеяние, закутывая ноги и низ торса, является постаментом для открытых рук, которые показаны в движении. Возможно, в одной из них Афродита держала яблоко. В эпоху эллинизма она была одной из любимых богинь. Плавность линий, и при этом — динамичные складки плаща, которые контрастируют с плавностью линий. S-образный силуэт, удлиненные пропорции, бесстрастное спокойное лицо с идеально правильными чертами составляют цельный образ. Отсутствие бурной динамики отличает от других скульптур эллинизма.

«Ника Самофракийская», II в. до н.э. 
«Ника Самофракийская», II в. до н.э. 

Статую на острове Самофракия воздвигли жители Родоса в память о победе над флотом сирийского царя. Богиня победы изображена спускающейся с небес, чтобы возвестить о победе. Передана живость движения, динамика и порыв. Богиня представлена слетающей с постамента в форме кормы корабля. Ее прекрасное мощное тело облегают намокшие одежды. Могучие крылья Ники трепещут за спиной, каждое перо на них показано отдельно. Винтообразный поворот, широко применявшийся со времен скульптора Скопаса. Она как бы прорезает воздух, наполненный брызгами моря.

Но воплощавшаяся в искусстве идея грандиозности мира и происходивших в нем катаклизмов – лишь одна из сторон эллинизма.

Другой стороной был уход в личный духовный мир. Об интересе к духовному миру человека говорят портретные статуи, появившиеся уже в IV веке до н.э. В I веке до н.э. портрет — один из ведущих жанров. Однако теперь они стали более выразительными. Особенно выделяются портретные головы эллинистических правителей, часто показанные в необычных ситуациях и в некоторых случаях отличавшиеся подлинным психологизмом. К ним можно причислить портрет Евтидема Бактрийского. Отсутствие нарочитости и идеальности, а также глубина образа — новое слово в портрете.

Портрет Евтидема Бактрийского
Портрет Евтидема Бактрийского
Бронзовая голова с острова Делос
Бронзовая голова с острова Делос

Бронзовая голова с острова Делос — один из выдающихся образцов портретного искусства. Она принадлежала статуе, отлитой ок. 190 г до н.э. . С необычной мягкостью скульптор моделирует черты лица немолодого мужчины, его полные щеки, губы, оплывающий подбородок, складку на лбу. Полуоткрытый рот, выразительный взгляд создают ощущение тревожного раздумья и озабоченности. Это лицо отличается от спокойных и безмятежных образов V века до н.э., когда человек не знал сомнений и неуверенности, характерных для духовной жизни конца эпохи эллинизма.

До нас дошли статуи портреты греческих философов. Демосфена работы Полиевкта, III в. до н.э. Философ стоит, бессильно соединив кисти рук и склонив голову. Полуобнаженная фигура искусно выполнена. Героика, прежде свойственная греческим портретам, отсутствует. Он не молод, не красив, просто полон достоинства. В его позе- отрешенность, горечь поражения в жизненной борьбе. Безысходность. Однако, сохраняется благородная красота и тихое величие- качество, присущее, согласно И.Винкельману, всем эллинским творениям.

Полиевкт. Статуя Демосфена. Около 280 г. до н. э.
Полиевкт. Статуя Демосфена. Около 280 г. до н. э.

Портреты философов знаменуют отход от классической системы, приверженной к героическим идеалам, когда было принято изображать только прекрасных и доблестных граждан. Мир стареет. Стареет и культура. Художники эллинизма любили изображать то морщинистых, обнаженных стариков, пьяных старух (александрийская школа), то женщин с томным выражением глаз и пухленькими губками. А иногда смешивали жанры — прекрасных богинь и старых сатиров. Постепенно побежденная Римом ойкумена входила в новый, последний этап своего античного развития — в рамках древнеримской культуры.