Найти в Дзене
Агентство АП-ПА

Дунаевский. Красный Моцарт Социализма. Исаак Бер Иосиф Бецалев. "Веселые ребята". Конфликт с Любовью Орловой. (часть 1-я)

Дунаевский. Красный Моцарт Социализма. Исаак Бер Иосиф Бецалев. "Веселые ребята". Конфликт с Любовью Орловой. (часть 1-я) Исполнилось118 лет со дня рождения Красного Моцарта Социализма Исаака Осиповича Дунаевского.
Дунаевский прожил в нашем бренном мире всего-то 55 лет. Но успел сделать за это малое время фантастически и поразительно много. И славного, и замечательного. Ему принадлежат 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям и 42 кинофильмам, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мелодекламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений. При этом во всех музыкальных сочинениях Исаака Осиповича (без исключения!) наличествует мелодия! Красивая, неизменно запоминающаяся. Столь уникальных композиторов, со времён Моцарта, в мире наберётся меньше, чем пальцев на двух руках. Среди музыкальных творцов ушедшего ХХ века он вообще - король, чемпион мелодии.
Принято считать, что громадный талант Дунаевского рас

Дунаевский. Красный Моцарт Социализма. Исаак Бер Иосиф Бецалев. "Веселые ребята". Конфликт с Любовью Орловой. (часть 1-я)

Исполнилось118 лет со дня рождения Красного Моцарта Социализма Исаака Осиповича Дунаевского.
Дунаевский прожил в нашем бренном мире всего-то 55 лет. Но успел сделать за это малое время фантастически и поразительно много. И славного, и замечательного. Ему принадлежат 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям и 42 кинофильмам, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мелодекламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений. При этом во всех музыкальных сочинениях Исаака Осиповича (без исключения!) наличествует мелодия! Красивая, неизменно запоминающаяся. Столь уникальных композиторов, со времён Моцарта, в мире наберётся меньше, чем пальцев на двух руках. Среди музыкальных творцов ушедшего ХХ века он вообще - король, чемпион мелодии.
Принято считать, что громадный талант Дунаевского раскрылся исключительно в области так называемых «легких» жанров. Композитор и в самом деле явился создателем новой советской массовой песни, самобытной джазовой музыки, музыкальной кинокомедии, оперетты.

Но и только? Нет, Дунаевский также был и выдающимся симфонистом. Симфонический особый дар его высоко ценил Шостакович. Так об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дмитрий Дмитриевич, не самый, к слову, великий расточитель похвал коллегам, писал: «Эта увертюра - симфоническое произведение большого накала и темперамента». Добавлю: не многие «серьёзные» советские композиторы могли бы похвастаться увертюрами подобной лёгкости и одновременно смысловой наполненности. Да, сочинить в симфонической вещи тему и долго потом «тянуть» её могли многие в прошлом, не перевелись такие мастера и в настоящем. Но ведь и то правда, что 99 процентов подобных сочинителей именно пишут, конструируют свои симфонии, нанизывая ноту за нотой, как бусины на нитку. И получается, как правило, какофония.

Дунаевский, обладая, как уже говорилось, уникальным мелодическим даром, воистину творил музыку, вдохновлённый Кем-то или Чем-то свыше. Ну, согласитесь, читатель, именно поэтому его мелодии моментально узнаваемы. Даже если вас Бог не сподобил обострённым музыкальным слухом, вы всё равно в глубине души своей обязательно подпоёте великолепным мотивам из фильмов «Цирк», «Вратарь», «Весёлые ребята», «Моя любовь», «Весна», из оперетт «Белая акация», «Дети капитана Гранта». И при этом непременно отметите: сколь же свободно и непринуждённо музыка фильмов и оперетт сочетается с симфоническим жанром.

Так я вам скажу больше: даже фрагменты дунаевских оперетт по существу являются законченными и целостными музыкальными опусами и часто исполняются в концертах отдельно. Всё потому, что произведения Дунаевского отличаются исключительно стройно развитым мелодическим ходом, гармоническим языком, подлинной красотой, тонким изяществом, высоким художественным вкусом. При кажущейся лёгкости они требуют от певца незаурядного вокального мастерства и больших голосовых ресурсов.
Особая страница творчества Дунаевского – песни, неизменно популярные и любимые многими поколениями советских людей.

Среди них лирические: «Моя любовь», «Цветёт калина», «Вечер вальса», «Школьный вальс», «Не забывай», «Молчание». Песни для пионеров: «До чего же хорошо кругом», «Скворцы прилетели», «Летите, голуби!», «Марш юннатов». Такие патриотические песни как «Дорожная», «Дальняя сторожка», «Звёзды милой Родины», «Каховка» разучивались детьми во всех советских школах. «Песня о Родине» была позывной на Всесоюзном радио. Отдельно можно рассматривать марши Дунаевского бравурные, яркие, неизменно создающие праздничное, приподнятое настроение. «Марш энтузиастов», «Марш весёлых ребят», марши из кинофильмов «Вратарь», «Дети капитана Гранта» до сих пор популярны. Героический марш «Моя Москва» стал гимном Москвы.
…Дунаевский (полное имя Исаак Бер Иосиф Бецалев) родился в семье мелкого банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны, проживавших на Полтавщине. Двойное имя отца послужило основой для отчества будущего композитора - Осипович. Если справедливо народное утверждение, что каждый еврейский мальчик – обязательно скрипач, то в данном случае оно как нельзя более точное. Эта еврейская семья отличалась исключительной музыкальностью. Дед по отцу служил кантором – человеком, ведущим богослужение в синагоге. Читал там нараспев молитвы, которые затем повторялись всеми прихожанами синагоги. Избирался членами общины, поскольку согласно требованиям древних законов, досконально знал литургию, обладал красивым, сильным голосом и подобающей внешностью, характеризовался безупречным поведением в быту. Его еврейские гимны до сих пор исполняются в синагогах США. Естественно поэтому, что и отец Исаака пел. А мама, кроме прекрасного колоратурного сопрано, ещё и виртуозно играла на фортепиано. Все четверо братьев будущего композитора и сестра тоже стали музыкантами.

Сам он с детства проявлял незаурядные музыкальные способности. Восьмилетним брал уроки скрипки у Григория Полянского. В доме Дунаевских часто устраивались импровизированные музыкальные вечера, где, затаив дыхание, присутствовал и маленький Исаак. По воскресеньям он обычно слушал в городском саду оркестр, а вернувшись домой, подбирал по слуху на фортепиано запомнившиеся ему мелодии маршей и вальсов. Настоящим праздником для мальчика были посещения театра, где выступали гастролировавшие украинские и русские драматические и оперные труппы.
В 1910 году Исаак поступает в Харьковское музыкальное училище по классу скрипки профессора К. Горского. Затем учится у И. Ахрона - блестящего скрипача, педагога и композитора. Много сочиняет под руководством С. Богатырев. После училища устраивается в Харьковский драматический театр Синельникова. Работает скрипачом-концертмейстером в оркестре, затем дирижером и, наконец, заведующим музыкальной частью театра. Пишет музыку ко всем новым спектаклям. В 1924 году Исаак Осипович переезжает в Москву и становится музыкальным руководителем эстрадного театра «Эрмитаж». Тогда и появляются его первые оперетты: «И нашим, и вашим», «Женихи», «Ножи», «Карьера премьера».
Не просто этапным, но я бы даже сказал звёздным, в жизни Дунаевского стал 1929 год – он возглавил Ленинградский мюзик-холл. С этого момента начинается новый, зрелый период в творческой деятельности композитора. Наконец, здесь, в мюзик-холле происходит встреча двух великих Осиповичей – Дунаевского и Утёсова, переросшая в многолетнюю дружбу самобытных музыкальных сподвижников.

С Леонидом Осиповичем автор сих строк тоже был в дружеских отношениях многие годы. Утёсов рассказывал: «В Дуню-Шаню (первое прозвище юношеское, вторым юношеским прозвищем Штрауса он сам подписывался – М.З.) я влюбился сразу. Почувствовал в нём такого, как сам, чокнутого на музыке. Ну и он относился ко мне, как к брату. Сразу сочинил для меня спектакль «Музыкальный магазин» по сценарию Коли Эрдмана и Володи Масса. Вот откуда появился знаменитый впоследствии фильм «Весёлые ребята». Однажды наше действо увидел Борис Шумяцкий - руководитель союзного кинематографа. И загорелся желанием перевести спектакль на экран. На Западе, говорит, уже вовсю крутят музыкальные комедии, а мы только болтаем об этом. Вот и берись, Утёсов, за дело. Кого будешь привлекать? Я назвал: сценаристы - Эрдман, Масс, стихи Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского. Шумяцкий говорит: против сценаристов ничего не имею, Кумача нам не надо, кто он такой, а про Дунаевского и речи быть не может.
Дело в том, что Борис Захарович был под большим влиянием РАПМа. Эту ассоциацию пролетарских музыкантов ЦК ликвидировало, но по инерции рапмовцы давили «не своих» композиторов. Однако тут я встал на рога: не будет Дунаевского - ищите другого организатора. Шумяцкий опешил от моего напора и согласился. Дальше мы привлекли Григория Александрова, Любовь Орлову и начали работать. Мой Костя Потехин из продавца преобразился в пастуха. Сценарную и музыкальную драматургию строили на живую нитку, по ходу дела. Даже стихи к песням писали популярным тогда бригадным методом. И стихи поэтому были, не приведи Господи! Вот как вначале выглядел «Марш веселых ребят»: «Ах, горы, горы, высокие горы, вчера туман был и в сердце тоска. Сегодня снежные ваши узоры опять горят и видны издалека. А ну, давай, поднимай выше ноги, а ну, давай, не задерживай, Бугай!»
Сниматься мне нравилось, и ребята работали на совесть, но этот чертов бугай! Самому хотелось взреветь. Когда приехали в Москву на озвучивание, я в тайне ото всех пошёл к Лебедеву-Кумачу, упал ему в ноги и взмолился: выручай, Василий Иванович! Он тут же написал и «Марш», и песню Кости. Показали Шумяцкому и он, не дурак мужик, сразу согласился. Но если ты внимательно присмотришься к артикуляции моего Кости, поймешь: сначала он дул про бугая проклятого. Да, чуть не забыл главного. С этих двух песен и началась многолетняя, плодотворная дружба Дунаевского с Кумачом. Раньше они даже не знали о существовании друг друга».
Искушенный читатель, наверняка, знает, что в изложении Григория Александрова версия создания «Веселых ребят» выглядит совсем иначе: там в центре он и его жена. И тут нельзя умолчать о том, что Утёсов принципиально не поддерживал никаких отношений ни с кинорежиссером, ни с его блистательной супругой, которые все лавры по созданию картины присвоили исключительно себе. Он, помнится, говорил, о том, что разногласия у него были только с Любовью Орловой, которая физически не терпела рядом с собой кого-нибудь, кто был способен стать с ней вровень, тем более превзойти.
- А в «Веселых ребятах», чего уж там скромничать, мой Костя по всем позициям превосходит Любину Анюту, несмотря на огромные старания Гриши Александрова сделать наоборот. Да оно и понятно: я же, повторяю, переносил на экран свой собственный спектакль, который для меня лично написал Дунаевский. Мы в Ленинграде играли его почти три года и потому, естественно, моя роль являлась главной, определяющей в фильме. Любе это было ножом по сердцу, вот она и устроила так, что я оказался сбоку припека. Всю творческую группу по итогам наградили орденами, а мне дали… фотоаппарат. Увы, но Гриша во всём потакал Любе. Если бы она ему сказала вообще убрать меня из титров, он бы и это сделал, не задумываясь. Вот с Дунаевским Гриша и Люба прекрасно ладили. Даже заискивали перед ним. Ведь все их фильмы без его музыки – сплошное недоразумение. Попробуй, отключи звук в тех же «Весёлых ребятах» и поймешь сразу: нету фильма. Потом Исаак всё же разобрался во всех хитростях супружеской четы и перешёл работать к Ване Пырьеву. И оба они сразу выдали на гора шедевр – «Кубанские казаки».
На великолепной музыке к этому замечательному фильму, передавшему «грандиозно правдивую энергетику империи», есть смысл остановиться подробнее не только из-за блестящих песен на стихи Исаковского и Вольпина: «Ой, цветёт калина», «Не за теми дальними морями», «Урожайная», «Артисты из народа». Во-первых, кроме всего прочего, главной музыкальной темой картины, его лирической и даже сюжетной нитью стала пронзительная песня «Какими ты был, таким остался». Дунаевский ею лишний раз всем доказал, что может решать сюжетную линию фильма глубинно народной мелодикой, где голос героя не остаётся один, а всегда органично подхватывается дружным хором. Вообще, когда смотришь «Весёлую ярмарку» - таково первоначальное название ленты,- тебя не покидает ощущение, что в ней поют не только трудовые люди, но и поля, и реки, и даже щедрые плоды щедрой кубанской земли. Одно слово: эпическая картина.

Которой, во-вторых, Исаак Осипович предметно и веско ответил всем своим недоброжелателя, которые вослед Никите Богословскому утверждали, что Дунаевский не Исаак, а Иссяк - сработался, исписался и находится в критическом застое. Композитор и в самом деле за всю войну и несколько послевоенных лент не написал ни строчки, вернее, ни нотки. В это время он руководил ансамблем песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников. Коллектив был постоянно на колёсах, выступал в Поволжье, в Средней Азии, на Дальнем Востоке, на Урале и в Сибири, вселяя в тружеников тыла бодрость, уверенность в победе Советской Армии над врагом.

Но уже летом 1947 года в Московском театре оперетты с большим успехом прошла его оперетта «Вольный ветер». А через два года выходит фильм «Кубанские казаки». (Сталинская премия за 1950 год). Тема борьбы за мир классно воплощена и в документальном фильме с музыкой Дунаевского «Мы за мир» (1951 год). Чудесная лирическая песня из этого фильма «Летите, голуби» приобрела планетарную известность. Она стала эмблемой VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве. Последним произведением Дунаевского была «Белая акация» - неповторимый и прекрасный образец воистину советской лирической оперетты. С каким вдохновением писал композитор свою «лебединую песню», которую ему так и не пришлось «допеть»! Смерть подкосила его в самый разгар работы. Завершил оперетту по оставленным Дунаевским эскизам композитор К. Молчанов.
…За последние два десятилетия нравственно-духовный климат в нашем обществе претерпел существенные изменения, попутно производя на свет некоторые парадоксальные идеологические мифы. Так, с некоторых пор, стало расхожим утверждение о том, что советское искусство якобы было исключительно «прославительным». Отсюда почти категорический вывод: во всех советских песнях на первом месте стоят верноподданнические стихи, а их мелодия как бы вторична.

Между тем во многих массовых советских песнях по большей части, как раз главенствует музыка, а слова к ней носят временами условный, временами декларативный характер. И творчество первого классика русской советской песни, оперетты и музыкальной кинокомедии Дунаевского - красноречивое тому подтверждение. Некоторые читатели, пожалуй, только из этих строк узнают, что отдельные его лучшие мелодии рождались задолго до того, как к ним придумывались слова, а, следовательно, не диктовались никакими конъюнктурными, тем более, верноподданническими соображениями.

К примеру, мелодия ко всемирно известной песне "Широка страна моя родная", над которой наша «либерастия» вволю поиздевалась, была написана за полтора года до того, как В.И. Лебедев-Кумач сочинил к ней стихи!

Сказано не в упрёк поэту, которому тоже досталось в период т.н. перестройки и гласности, а лишь для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю независимость композитора. Он творил, повинуясь только собственному вдохновению. Отсюда проистекает дерзновенная, фантастически раскованная полетность его мелодий, полных человеческой целомудренности и неподвластной времени свежести.

Михаил Захарчук

Продолжение следует.

Текст публикуется по согласованию с автором.

Фото с сайта ok.ru