Какое-то время назад в сеть попали сканы реальных заданий и написанных к ним сочинений ЕГЭ по русскому языку 2016 года. Чем они были так интересны. Всё просто. Архив с названием содержал следующую информацию: сочинения написанные на максимальный балл. У интернета конечно же возникло любопытство, что же это за сочинения без единой ошибки. В итоге ожидание не оправдалось, судя по всему они были просто собраны из разных мест и на максимальный балл не претендовали.
Речь в публикации пойдёт об одном из сочинений из этого архива. Аргументация позиции вызовет у вас улыбку.
Текст, который был предложен для написания сочинения, фрагмент рассказа Чехова "Тоска". Этот рассказ знаком большинству учеников, он проходится в школе. Наверное, приятно прийти на экзамен и получить в качестве основного текста знакомое произведение, которое обсуждалось в школе. Так что тому, кто получил этот текст невероятно повезло. Но перейдём к сочинению.
Первый абзац говорит о том, что человек явно не тратил много времени на тему того, насколько глубокомысленным должно быть вступление. Здесь первое предложение уже отвечает на формальный вопрос, формулировка проблемы в тексте. В этом ничего нет, Вы тоже можете так делать. Если разобрать абзац ещё детальней, то можно увидеть речевую шероховатость, повтор. Три однокоренных слова (чувства). Это конечно не хорошо.
Второй абзац посвящён комментарию проблемы, прокомментирована проблема хорошо. Не только пересказ, но и собственный комментарий. Но мы видим безумную орфографическую ошибку (наверное, из-за волнения) в слове случия. Опять же, тут есть повторы, грубые слова. Эксперту это может не понравиться.
Изучаем третий абзац. Он у нас посвящён формулировки позиции автора и своей позиции. Тут, в плане содержания, автор сочинения, наверное, получил максимальный балл, но всё же есть речевые ошибки. Разбираем.
Автор приходит к выводу, что
Это не совсем правильно. Необходимо добавлять местоимение.
Автор приходит к выводу о том, что
Местоимение "то" мы убираем в разговорной речи, при беглом произнесении фраз, но в письменной речи это всё необходимо прописывать.
Слово "человечность" взято в кавычки, но нет уверенности в том, что это действительно необходимо. Слово употреблено в прямом значении. Это не ирония и не цитата, поэтому необходимости в кавычках нет. В последнем предложении абзаца есть очень распространённая грамматическая ошибка, которую у нас проверяет одно из заданий теста.
его необходимо выслушать и дать совет
Это ошибка построения предложения с однородными членами. Его необходимо выслушать, но дать совет необходимо ему, а его его. Чтобы исключить ошибку, необходимо написать нечто подобное:
его необходимо выслушать и дать ему совет
Переходим к четвёртому абзацу. Тут, в целом, претензий нет. Первый аргумент засчитан, он абсолютно корректен. Тут есть слово "так" (так во время войны). Вот это слово является вводным и по смыслу можно заменить на "например". Больше здесь добавить нечего.
Самое интересное начинается прямо сейчас. В пятом абзаце. Как бы смешно не показалось, но это пример из жизненного опыта. И Вам не могут не поставить за него балл, потому что пример полностью соответствует проблеме и укладывается в смысл сочинения. Но в абзаце не без ошибок. Обилие местоимений. Их настолько много, что можно потерять нить того, кто она, кто он и так далее. Необходимо избегать ситуаций, когда одно местоимение заменяет сразу два слова (в нашем примере, "сестра" и "Анна"). Часто это приводит к реальной речевой ошибке за которую снижают балл.
И наконец шестой абзац. Концовка. Чудесная образная концовка, но ошибки есть и в этом абзаце. Например, слово "порой" отделено запятой. В данном случае это просто обстоятельство времени, никакой это не оборот и зачем тут стоит запятая не понятно. Дальше есть очевидный повтор: сильный человек сам в силах. Это настолько топорно, что не ясно, как это было не поправлено при переписывании с черновика.
Если подвести итоги и оценить сочинение в качестве эксперта, то:
- Содержание - максимальный балл (8/8)
- Снижение баллов по критериям К6/К7/К8/К9/К10 - 11/16
Если Вам понравилась публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на образовательный канал.