«ЯГЕЛЛОНИЯ»: САМЫЙ «РУССКИЙ» ПОЛЬСКИЙ КЛУБ
“Jagiellonia nie jest polska drużyna!” – баннерами с этими словами, не требующими перевода, и пылающими желто-красными ягеллонскими шарфами встретило польское кибицтво (фанатское сообщество) вернувшуюся в 2007 г. после многолетнего скитания по низшим лигам в Экстраклассу, высший дивизион польского футбола, «Ягеллонию» из города Белосток, столицы Подляского воеводства…
Осколок русского мира?
Чем же так не угодили белосточане футбольным ультрас? Дело в том, что многие поляки жителей Подляшья – Белосточчины, за истинных «ляхов» не считают. И во многом это справедливо: во времена Российской империи здешние земли входили не в учрежденное по итогам Венского конгресса под скипетром Романовых Царство Польское, а непосредственно в метрополию – в Гродненскую губернию. Административная и таможенная граница лежала немного западнее, что, к слову, вызвало тут в позапрошлом веке бурный рост промышленности. В прошлом же веке с учетом многочисленных войн и революций разные государственные флаги взвивались над Белостоком с добрый десяток раз. Именно здесь, кстати, осенью 1939 г. после т.н. «Освободительного похода» Красной Армии Народное собрание Западной Белоруссии «добровольно попросило» принять ее в состав БССР». Однако после войны Сталин неожиданно вернул Белосточчину Польше, чего многие белорусы не могут простить «вождю всех времен и народов» до сих пор.
Местное население, официально ныне, разумеется, почти поголовно записанное поляками, одни исследователи называют белорусским, другие – русинским или даже великоросским. Впрочем, «тутэйшие» полонизировались не до конца, и в неофициальной обстановке старшие поколения зачастую говорят на суржике – смеси из польского, белорусского и русского языков, вполне понимаемом всеми этими тремя народами плюс украинцами, коих в Подляшье тоже немало. Белостокское ТВ ежедневно, кроме польского, ведет передачи также на русском, белорусском и украинском. Да что там ТВ, до самого последнего времени даже сайт местной полиции был выполнен не только по-польски, но и… по-русски!
Вдобавок к сказанному представьте себе возвышающиеся по всей Белосточчине маковки церквей, и картина станет совсем уж похожей на российскую глубинку. Впрочем, ничего удивительного: ведь даже официально половина местных верующих – православные, окормляемые Польской Православной Церковью, число приверженцев которой сегодня насчитывает свыше полумиллиона человек. Кстати, именно в Белостоке находится самый большой в Европе за пределами России православный храм (Св. Духа), а неподалеку, в городке Супрасле, футбольная команда которого, выступающая в классе «В», является своего рода фарм-клубом «Ягеллонии», расположен один из самых значимых польских архитектурных шедевров – Благовещенский монастырь, единственный за пределами канонической территории РПЦ имеющий статус лавры.
Ну а если посмотреть в той же Википедии список известных уроженцев Белостока, то, обнаружив в нем имена основателя советской документалистики Дзигу Вертова или сталинского наркоминдел Максима Литвинова, автора «Занимательной физики» и «Занимательной математики» Якова Перельмана или полярника, одного из первых Героев Советского Союза Эрнста Кренкеля, организатора советского судостроения и многолетнего руководителя постройки боевых кораблей и ледоколов Бориса Зубова или же архитектора питерских спортивных объектов, включая стадион «Петровский», Николая Баранова, невольно задумаешься: а так уж далеко от истины были митингующие во время т.н. «крымской весны», провозглашая наличие некоего «русского мира от Белостока до Владивостока»?
На белостокском направлении Ягомания
Вот именно-то из-за всего вышеизложенного «Ягеллония» в польской Экстраклассе и выглядит эдакой белой вороной, как, собственно, сами жители Белосточчины в остальной Польше. Именно поэтому каждый выезд белостокских фэнов – это маленький подвиг, а каждый приезд в Белосток фанатов из моноэтнической части Польши – это потенциально маленькая войнушка. Именно поэтому противоборствующие стороны всегда готовят свои выезды очень тщательно, прямо-таки как разведрейды на вражескую территорию. Именно поэтому, когда играет «Ягеллония», всегда ожидается жесткое противостояние, включая словесные перебранки болельщиков, переходящие в рукопашные бои на белостокском направлении. Именно поэтому среди польских кибицов иметь в своем активе выезд в Белосток – всегда почетно, как, скажем москвичу в союзные времена – в Киев.
Именно поэтому, когда играет «Ягеллония», полиция подвергает всех болельщиков самому тщательнейшему досмотру, а полицейский спецназ всегда готов вступить в дело и развести стороны. Хотя сами фанаты «Яги» (так любовно «тутэйшие» зовут свою команду) просто уверены, что «псы» (а так на жаргоне здесь зовут полицейских) к ним неравнодушны из-за упомянутого «неправильного» национального происхождения. И именно поэтому, де, и нередки столкновения с полицией.
Но вернемся к вещам более приятным. Сказать, что в Белостоке любят свой футбольный клуб, это значит не сказать ничего. «Яга» является культовым явлением, популярность ее безумная, сравнимая разве что с любовью к «Зениту» в Питере или к «Спартаку» в Москве в годы расцвета. За «Ягеллонию» болеет и стар, и млад. Люди самых разных профессий и социальных слоев. Далеко на подступах к Белостоку вы уже можете видеть молодых людей, одетых в цвета клуба, многочисленные граффити. Ягеллонские вымпелы и наклейки – в автобусах и маршрутках. В местных газетах, на ТВ – постоянные новости клубной жизни. Клубная символика с кратким, но емким слоганом «Белосток – мой город, «Ягеллония» – мой клуб!» на многочисленных рекламных плакатах и сувенирах. На шеях каменных зубров – символов Белосточчины, повязаны огромные желто-красные шарфы. По городу ездят «Яга»-такси». В общем, имя клуба раскручивается по полной.
Недавно отреставрированный по самым высшим европейским стандартам стадион “Miejkski” («Городской»), где «Яга» проводит свои домашние матчи, – гордость клуба и всех белосточан и бесспорное украшение города. Фанаты «Яги», как водится, занимают трибуну за воротами.
«Дети Белостока» и «Калинка-малинка»
Польские спортивные архивариусы утверждают, что фанатское движение в Белостоке зародилось в сезоне 1975/1976. После же того, как «Яга» впервые в истории вышла в 1987 г. в высший дивизион, в Белостоке на «Ягеллонию» началась настоящая мода. В первый сезон выступлений в элите польского футбола средняя посещаемость домашних матчей была на уровне 26 тысяч человек, а это едва ли ни десять процентов от населения города!
В те годы «Яга» не смогла надолго удержаться в высшем польском дивизионе, но неудачи команды уже никак не могли повлиять на вошедших во вкус ягеллонских «суппортеров». Белостокские фэны постепенно набирали бойцовскую силу, их «оправы» становились все более и более эффектными, а пиротехническими шоу и акробатические представлениями стали отличаться отменным профессионализмом.
В настоящее время т.н. «договоров о согласии» с фанатскими группировками из моноэтнической части Польши у «ягеллончиков» нет. А среди соперников по линии фанатского противостояния числятся «Краковия», гданьская «Лехия», гдыньская «Арка», «Сталь» из Сталёвы Воли и ЛКС из Ломжи. Самый непримиримый антагонист – варшавская «Легия», главный спортивный клуб Войска Польского. Практически в ходе каждой игры оппоненты пытаются уязвить белосточан, намекая на их «москальскую» принадлежность. В ответ же вполне могут получить заряд самых узнаваемых «вражьих» песен типа «Калинки-малинки». Назло всем ненавистникам часть фанатских кричалок звучит… на русском языке! Причем, совершенно непонятно, то ли приверженцы «Яги» просто троллят соперника, то ли совершенно искренни в своих симпатиях.
Среди фанатских группировок «Яги», существовавших в разные годы, пожалуй, наиболее известна ассоциация “Dzieci Białegostoku”. Ее активисты работают стадионными стюардами, помогают поддерживать порядок на арене и вокруг нее. «Дети Белостока» пропагандируют среди подрастающего поколения здоровый образ жизни, физическую культуру и спорт. В этих целях они проводят различные спортивные, культурные, социальные, развлекательные мероприятия в школах, детских домах, центрах образования, колледжах и училищах. Несколько лет назад болельщики «Ягеллонии» приезжали в Москву для участия в турнире «20 октября», посвященного памяти трагически погибших в 1982 г. фанатов московского «Спартака».
Экскурс в историю
История клуба насчитывает без малого столетие. Датой основания принято считать май 1920 г., когда солдаты дислоцированного в Белостоке 42-го пехотного полка им. генерала Ярослава Хенрика Домбровского основали футбольную секцию, вскоре преобразованную в Wojskowy Klub Sportowy (WKS) – Спортивный клуб армии. Предшественники «Яги» поначалу выступали в товарищеских матчах, городских и окружных турнирах, а затем в классе «В» польского чемпионата. Наибольшего успеха белостокские армейцы добились в 1930 г., выиграв первенство в своей группе, однако за выход в класс «А» уступили одноклубникам из Бреста (ныне – Беларусь).
В январе 1932 г. произошло слияние WKS с земляками из Спортивного союза сельской молодежи, в результате чего и появился Белостокский спортивный клуб «Ягеллония», названный в честь династии Ягеллонов – польских королей и великих князей Литовских, тесно связанных с историей Белостока. Цветами команды были выбраны желто-красные цвета городского герба.
Фактическим основателем и первым председателем «Ягелонии» стал известный в городе общественный и спортивный деятель, полковник Русской императорской армии в отставке Николай Кавелин. (Небезыинтересно, что не так давно фанаты «Ягелонии» отыскали в Варшаве утерянную в годы войны могилу Кавелина и, отреставрировав надгробие, теперь регулярно за ней ухаживают).
Какими-то особыми успехами в 1930-е гг. клуб похвастать не может; в то десятилетие бесспорным лидером чемпионатов Подляшья (класс «B») был WKS из Гродно (ныне – Беларусь), и все-таки нападающему «Яги» А. Комендо-Боровскому в 1935 г. довелось пробиться в сборную, став первым белосточанином, защищавшим национальные цвета. После войны «Ягеллония» было возродилась, и даже отыграла под этим названием сезон 1945/46 во втором дивизионе, но решением новых властей в июне 1946 г. клубу нашли более «подходящее» для слуха коммунистов наименование – «Мотор». По итогам следующего чемпионата «мотористы» заняли последнее место, и команда на целое десятилетие погрузилась в болото городских и первенств, кочуя от одного хозяина к другому, успев последовательно поносить названия: «Прядильщики», «Связники» и «Строители».
В 1957 г. «Строители» объединились с местной «Спартой», и команда вновь стала носить имя «Ягеллония». Благо на дворе настала «оттепель», и властям ПНР было уже не до придирок к названиям футбольных клубов. С этого времени «Яга» постоянно играла в региональных футбольных лигах класса «В», затем в третьей и вторых лигах класса «А». Наконец, в сезоне 1985/86 под руководством Януша Вуйчика (будущего тренера сборной Польши, серебряного медалиста Барселоны-1992) белосточане впервые в своей истории вышли в высший дивизион польского футбола, который тогда назывался первой лигой. Лучший бомбардир того турнира Яцек Байер стал вторым футболистом, представившим «Ягеллонию» в сборной Польши полвека спустя. Однако белосточанам, ошибочно взявшим курс на резкое омоложение состава, удержаться в высшем футбольном обществе не удалось, и команда снова на долгие годы опустилась в низшие лиги. Впрочем, в 1989 г. «Яга» чуть было не сотворила сенсацию в розыгрыше Кубка, где только в финале уступила варшавской «Легии».
Новое время и персоналии
Новое время для «Яги» наступило в 2007 г., когда команда добилась права выступать в Экстраклассе – так стал называться высший дивизион. В свой дебютный сезон клуб еле удержался в элите, но уже в следующем белостокская дружина закрепилась в середине таблицы, а вскоре пришли и первые успехи.
22 мая 2010 г. навсегда войдет в историю белостокского футбола. В тот день в Быдгоше «Ягеллония» впервые завоевала Кубок Польши. Победа в розыгрыше чудесным образом совпала с 90-летим клуба, и команда сделала отличный подарок к юбилею. Возвратившимся в родной город с трофеем «ягеллончикам» белосточане сотворили грандиозный прием, сравнимый разве что со встречей мощей главного местного святого – невинно убиенного младенца Гавриила Белостокского. (Тогда, в 1992 г. решением РПЦ было решено передать святые мощи мученика Польской Православной Церкви, и встречать крестный ход, идущий из Гродно, вышли до 100 тыс. белосточан, о чем, кстати, власти скромно умолчали). Белосточане скандировали имена своих любимцев, а главного наставника «Яги» Михала Пробежа, незамедлительно окрещенного «тренером девяностолетия», в буквальном смысле этого слова пронесли по улицам города на руках.
Коль скоро заговорили о персоналиях, нельзя не упомянуть и самых известных игроков «Ягеллонии», с которыми связывают победы «нового времени». Это, прежде всего, бомбардир Томаш Франковски, уроженец Белостока, воспитанник «Яги», игравший в нескольких командах высшего польского дивизиона, а также во французском «Страсбуре», в английском «Вулверхемптоне» и в испанском «Тенерифе». (Под конец карьеры он вернулся в родной клуб и помог своей команде завоевать Кубок). Не менее известен и сын знаменитого игрока сборной Польши 1980-90 гг. Влодзимежа Смолярека – Эузебиуш (названный отцом в честь блистательного португальца Эйсебио). Успевший поиграть в Голландии, Германии и Испании нападающий свою карьеру завершил в «Ягеллонии». Оба футболиста успешно выступали и в национальной сборной.
Впрочем, для российских болельщиков самым известным уроженцем Белостока, бесспорно, является также бывший польский «сборник» – Войцех Ковалевски, долгие годы стоявший в воротах московского «Спартака». Хотя, справедливости ради отметим, что Войцех в Белостоке делал лишь свои первые футбольные шаги, спортивную школу он оканчивал уже в соседних с Белостоком Сувалках, и в «Яге» ему поиграть не довелось.
…Сегодня «Ягеллония» предпринимает новый штурм футбольных вершин. Дважды за последние три года белосточане поднимались на пьедестал, завоевывая бронзовые (2014/15) и серебряные медали (2016/17). Немалый вклад в эти победы внесли футболисты «Яги» русского происхождения – Федор Черных и Константин Васильев, лидеры литовской и эстонской сборных. В нынешнем первенстве Экстраклассы на зимнюю паузу белосточане ушли на третьем месте, отставая от лидеров на 2 очка…
В общем, «Ягеллония» крепнет год от года, и как знать, может быть самому «русскому» клубу Польши когда-нибудь на европейских футбольных дорогах выпадет встретиться со своими бывшими земляками из России или Беларуси?
Михаил ВАСЬКОВ,
Фото из польских СМИ
Белосток-Москва