Проблема глубокого и всестороннего научного анализа состояния современного казачества как общественно-политического явления достаточно актуальна. Казачье движение в России существует и развивается, это неопровержимый факт. Но в каком направлении идет развитие, в какие формы реально выливается движение? На эти вопросы однозначных ответов пока нет.
В 1990-е годы движение за возрождение казачества было массовым, но в настоящее время общественный потенциал движения значительно снизился. Разделение казачьих организаций на провластных «реестровых» и независимых «общественных» приводит к понижению местной социальной активности их членов, к неверию в реальную роль казачества в обществе и государстве у простых граждан.
Многочисленные инициативы казаков и обращения в органы власти с просьбами встроить казачество в систему государственного и муниципального управления свидетельствуют о готовности казачьих организаций оказывать всестороннюю поддержку государству. Как в программных документах, так и в повседневной жизни казаков в 2000-е гг. прослеживалось стремление участвовать в формировании государственной власти. Но это входило в прямое противоречие с позицией государства в отношении форм, методов и направлений возрождения казачества.
6 декабря 2005 г. был подписан закон «О государственной службе российского казачества». В июле 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев утвердил Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.
В январе 2009 г. распоряжением Президента РФ был создан инструмент для реализации данной Концепции - Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. 15 сентября 2009 г. принято постановление Правительства РФ, в соответствии с которым ведение вопросов казачества передано Министерству регионального развития России.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами членам казачьих войск официально разрешено служить в соединениях воинских частей вооруженных сил, внутренних войсках МВД, пограничных подразделениях, правоохранительных органах, заниматься ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечением правопорядка. Казакам также позволено формировать кадетские классы в школах для патриотического воспитания молодежи.
Однако, принимая во внимание прокламации казачества; политические шаги казачьих объединений; коллективные выступления с различными предложениями; участие в разработке решений органов власти; открытую реакцию на некоторые политические события; содержание деклараций и заявлений, направляемых руководству страны или регионов; продвижение во власть своих членов; различные формы политической активности, можно с высокой степенью уверенности говорить о продолжении последовательной политизации казачества. Предпосылки политизации кроются в самой идее возрождения казачества, т.е. в целях восстановления прав, обязанностей и статуса. Причины же политизации заключаются в рассогласовании запланированных целей казаков с реальными результатами политико-правового регулирования развития казачества и его взаимодействия с государством: органы власти решают, исходя из собственных соображений, в каких видах деятельности использовать потенциал казаков.
Кроме того, сейчас, на фоне недостаточного внимания государства к проблемам казаков, в российском обществе продолжает развиваться идеологическая концепция возрождения казачества, в основе которой лежит утверждение, что казачество - это составная часть русского народа, историческое предназначение которого заключено в миссии сохранения России. Фактически на уровне казачества происходит формирование «русской национальной идеи». Сам по себе процесс самоидентификации казачества приобрёл существенную идеологическую ценность. Всё отчётливее в его среде проявляется желание взять на себя функцию главного носителя русских национально-патриотических идей. Условия для этого есть.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ГРУППА "ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА" В ВКОНТАКТЕ