Найти тему

Непутевые заметки. Гертовская колея. Часть 2. 2010 год

С момента моих первых посещений УЖД предприятия Агроторф в поселке Гладкое Тосненского района Ленинградской области прошло почти три года - и в 2010 году я решил совершить несколько повторных поездок, чтобы более подробно ознакомиться с этой узкоколейкой. И в апреле 2010 состоялась очередная поездка, целью которой был повторный осмотр станции, перегрузочного комплекса и восточной ветки - не используемой в регулярном движении, а по сути - заброшенной.
И вот - снова старый НЕФАЗик трясется по раздолбанной дороге, ведущей к поселку. Переезд, остановка - и сразу же в глаза бросаются изменения по сравнению с прошлыми посещениями.
В работу введена разгрузочная эстакада на ответвлении возле узкоколейного депо.

Разгрузочная эстакада на ответвлении возле узкоколейного депо
Разгрузочная эстакада на ответвлении возле узкоколейного депо
Разгрузочная эстакада и депо УЖД
Разгрузочная эстакада и депо УЖД
Депо УЖД
Депо УЖД

Это говорит о том, что предприятие наращивает объемы производства - хороший знак, кризис не грозит. Почти что та же картина открывается и на основной разгрузочной площадке - введен в эксплуатацию перегрузочный бункер у второго производственного корпуса, восстановлены пути идущие к нему.

Перегрузочный комплекс. Восстановленный путь.
Перегрузочный комплекс. Восстановленный путь.
Перегрузочный комплекс. Восстановленный путь.
Перегрузочный комплекс. Восстановленный путь.
Перегрузочный комплекс. Восстановленный путь.
Перегрузочный комплекс. Восстановленный путь.
Перегрузочный комплекс. Восстановленный путь.
Перегрузочный комплекс. Восстановленный путь.
Перегрузочный комплекс.
Перегрузочный комплекс.

На путях стоят груженые вагоны, эстакада для погрузки в грузовые машины засыпана торфяной трухой - то есть загрузка произвдства максимальна, вывозка регулярная. НЕ может радовать.

Перегрузочный комплекс.
Перегрузочный комплекс.
Перегрузочный комплекс.
Перегрузочный комплекс.

В целом же, кроме устройства нового пути, перегрузочный комплекс не изменился - кривые рельсы, грязь, следы погрузочной техники и редкие островки талого снега.

Перегрузочный комплекс.  Пути.
Перегрузочный комплекс. Пути.
Перегрузочный комплекс.  Пути.
Перегрузочный комплекс. Пути.
Перегрузочный комплекс.  Пути.
Перегрузочный комплекс. Пути.
Перегрузочный комплекс.  Пути.
Перегрузочный комплекс. Пути.
Перегрузочный комплекс.  Пути.
Перегрузочный комплекс. Пути.

На выезде с перегрузочного комплекса - там где в кустах были остатки разобранной ветки на Пустыньку - свежий раскоп - сняли последние 200 метров заброшенного пути и о том, что когда-то от перегруза шла ветка к станции широкой колеи, напоминает лишь разобранная стрелка.

Разобранная стрелка бывшей ветки Гладкое-Пустынька
Разобранная стрелка бывшей ветки Гладкое-Пустынька

За прошедшие годы состояние пути на участке от перегруза до станции нисколько не улучшилось - все те же кривые рельсы, способные напугать непрвычных к такому зрелищу обывателей (многие удивятся - как можно по такому ездить? - можно, и очень быстро, к слову).

Пути
Пути
Переезд
Переезд
Стрелка. Ответвление к депо
Стрелка. Ответвление к депо
Стрелка. Ответвление к депо
Стрелка. Ответвление к депо

Но вот на горизонте - станция. в глаза уже издалека бросаются изменения - разобранная стрелка тупика у колонки ГСМ, отсутствие стоящего в этом тупике вагона-бака, отсутствие хоппер-дозаторов на остатках разобранного обгонного пути (их забрали для восстановления и использования на строительстве новой линиии Детской железной дороги, однако позже вернули из-за того что на путях с клеммным креплением рельсов к шпалам створки бункеров для отсыпки балласта не открывались, упираясь в болты скреплений, а потому спустя некоторое время, отремонтированные вагоны вернули в Гладкое.

Станция
Станция
База ГСМ
База ГСМ
Заправочная колонка
Заправочная колонка
Разобранная стрелка тупика у заправочной колонки
Разобранная стрелка тупика у заправочной колонки
Станция
Станция
Станция
Станция
Станция
Станция
Станция
Станция
Станция
Станция
Станция. Разобранная стрелка к разобранному третьему проходному пути
Станция. Разобранная стрелка к разобранному третьему проходному пути
Станция. Разобранная стрелка к ремонтно-механическому цеху
Станция. Разобранная стрелка к ремонтно-механическому цеху

После границы станции начинается метров 300 почти идеального пути. Чозле него, на одном из огородов - кабина от самоходной электростанции ЭСУ-2а, используемая в качестве дровяного сарая.

Кабина от самоходной электростанции ЭСУ-2а, используемая в качестве дровяного сарая
Кабина от самоходной электростанции ЭСУ-2а, используемая в качестве дровяного сарая
Главный путь
Главный путь

Прямой участок хорошего пути заканчивается стрелкой. Восточная ветка - налево. на первых метрах пути присутствует незначительный накат - однако за кривой становится ясно - просто там иногда ведется погрузка торфа, а через две-три сотни метров пути уже полностью заросли травой.

Стрелка на главном пути
Стрелка на главном пути
Погрузка торфа в вагоны в начале восточной ветки
Погрузка торфа в вагоны в начале восточной ветки
Восточная ветка
Восточная ветка

Вдали виднеется какое-то сооружение. При приближении оказывается - тот самый вагон-бак, который ранее стоял на станции. Вагон собран на базе платформы с тележками несколько необычного типа на подшипниках качения. Вывалы торфа возле путей - типичные следы схода вагона с торфом. То есть ветка явно не так давно использовалась для вывозки, но произошло опрокидывание вагона.

Вагон-бак на восточной ветке
Вагон-бак на восточной ветке
Вагон-бак на восточной ветке
Вагон-бак на восточной ветке
Вагон-бак на восточной ветке
Вагон-бак на восточной ветке
Вагон-бак на восточной ветке
Вагон-бак на восточной ветке
Вагон-бак на восточной ветке. Тележка
Вагон-бак на восточной ветке. Тележка

А дальше... Чем дальше в лес - тем больше снега. Заросшие пути и островки снега, кривая сменяет кривую и вот - путь выходит на своеобразную насыпь между двух картовых дренажных канав и идет по такой уютной "аллее", местами балласт доходит почти до головок рельсов - и это несколько необычно.

Восточная ветка
Восточная ветка
Восточная ветка
Восточная ветка
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"
Восточная ветка. "Аллея"

На одной из картовых канав бобры устроили запруду, журчание воды, переливающейся через нее, слышно издалека. А рельсы так и идут вдаль - заросшие травой. Местами попадаются стрелки на разобранные времянки к полям, первая из них - километра через полтора от развилки на главном пути. От этой стрелки остатки времянки тянутся метров на 50.

Бобровая плотина
Бобровая плотина
Бобровая плотина
Бобровая плотина
Восточная ветка.
Восточная ветка.
Стрелка к разобранной "времянке"
Стрелка к разобранной "времянке"
Остатки "времянки"
Остатки "времянки"
Остатки "времянки"
Остатки "времянки"

А основной путь восточной ветки тянется дальше - до очередной стрелки и очередной времянки, заросшей молодыми березами и елями. Стрелку почти и не видно в траве.

Восточная ветка
Восточная ветка
Восточная ветка
Восточная ветка
Заросшая стрелка к разобранной "времянке"
Заросшая стрелка к разобранной "времянке"
Остатки "времянки"
Остатки "времянки"

Чуть дальше - видны следы недавней замены шпал и почти сразу - метров через 30 - путь раскантован на протяжении почти полутора сотен метров - явно был сход. В 2007 году этот путь был исправен - чуть дальше находится еще одна стрелка, возле которой мы устраивали пикник в 2007 году, катаясь по дороге на велодрезине, а еще дальше сотояли несколько вагонов. Но в 2010 году эта стрелка оказалась полностью заросшей.

Следы замены шпал
Следы замены шпал
Раскантованный путь
Раскантованный путь
Заросший путь
Заросший путь
Стрелка к разобранной "времянке"
Стрелка к разобранной "времянке"

От это стрелки до конца ветки остается не так много - около 300 метров пути. Перед окончанием ветки - очередное ответвление к торфополям, прямой путь заканчивается в кустах метров через 20 после стрелки, а времянка тянется почти на сотню метров. Во время расцвета торфодобычи восточная ветка была значительно длиннее - старожилы говорят, что около полукилометра еще как минимум - да и на спутниковых картах следы насыпей сохранились гораздо дальше, чем нынешняя точка окончания пути.

Последние сотни метров пути восточной ветки
Последние сотни метров пути восточной ветки
Последние сотни метров пути восточной ветки
Последние сотни метров пути восточной ветки
Последние сотни метров пути восточной ветки
Последние сотни метров пути восточной ветки
Стрелка к разобранной "времянке"
Стрелка к разобранной "времянке"
Конец восточной ветки УЖД
Конец восточной ветки УЖД
Остатки "времянки" возле конца восточной ветки
Остатки "времянки" возле конца восточной ветки
Остатки "времянки" возле конца восточной ветки
Остатки "времянки" возле конца восточной ветки
Остатки "времянки" возле конца восточной ветки
Остатки "времянки" возле конца восточной ветки

К сожалению, прогулка по восточной ветке отняла много времени и на осмотр западной времени почти не осталось, а потому ее фотодокументации я решил посветить отдельную поездку, о чем вам и расскажу в следующей части.
Оставайтесь на канале!