С момента моих первых посещений УЖД предприятия Агроторф в поселке Гладкое Тосненского района Ленинградской области прошло почти три года - и в 2010 году я решил совершить несколько повторных поездок, чтобы более подробно ознакомиться с этой узкоколейкой. И в апреле 2010 состоялась очередная поездка, целью которой был повторный осмотр станции, перегрузочного комплекса и восточной ветки - не используемой в регулярном движении, а по сути - заброшенной.
И вот - снова старый НЕФАЗик трясется по раздолбанной дороге, ведущей к поселку. Переезд, остановка - и сразу же в глаза бросаются изменения по сравнению с прошлыми посещениями.
В работу введена разгрузочная эстакада на ответвлении возле узкоколейного депо.
Это говорит о том, что предприятие наращивает объемы производства - хороший знак, кризис не грозит. Почти что та же картина открывается и на основной разгрузочной площадке - введен в эксплуатацию перегрузочный бункер у второго производственного корпуса, восстановлены пути идущие к нему.
На путях стоят груженые вагоны, эстакада для погрузки в грузовые машины засыпана торфяной трухой - то есть загрузка произвдства максимальна, вывозка регулярная. НЕ может радовать.
В целом же, кроме устройства нового пути, перегрузочный комплекс не изменился - кривые рельсы, грязь, следы погрузочной техники и редкие островки талого снега.
На выезде с перегрузочного комплекса - там где в кустах были остатки разобранной ветки на Пустыньку - свежий раскоп - сняли последние 200 метров заброшенного пути и о том, что когда-то от перегруза шла ветка к станции широкой колеи, напоминает лишь разобранная стрелка.
За прошедшие годы состояние пути на участке от перегруза до станции нисколько не улучшилось - все те же кривые рельсы, способные напугать непрвычных к такому зрелищу обывателей (многие удивятся - как можно по такому ездить? - можно, и очень быстро, к слову).
Но вот на горизонте - станция. в глаза уже издалека бросаются изменения - разобранная стрелка тупика у колонки ГСМ, отсутствие стоящего в этом тупике вагона-бака, отсутствие хоппер-дозаторов на остатках разобранного обгонного пути (их забрали для восстановления и использования на строительстве новой линиии Детской железной дороги, однако позже вернули из-за того что на путях с клеммным креплением рельсов к шпалам створки бункеров для отсыпки балласта не открывались, упираясь в болты скреплений, а потому спустя некоторое время, отремонтированные вагоны вернули в Гладкое.
После границы станции начинается метров 300 почти идеального пути. Чозле него, на одном из огородов - кабина от самоходной электростанции ЭСУ-2а, используемая в качестве дровяного сарая.
Прямой участок хорошего пути заканчивается стрелкой. Восточная ветка - налево. на первых метрах пути присутствует незначительный накат - однако за кривой становится ясно - просто там иногда ведется погрузка торфа, а через две-три сотни метров пути уже полностью заросли травой.
Вдали виднеется какое-то сооружение. При приближении оказывается - тот самый вагон-бак, который ранее стоял на станции. Вагон собран на базе платформы с тележками несколько необычного типа на подшипниках качения. Вывалы торфа возле путей - типичные следы схода вагона с торфом. То есть ветка явно не так давно использовалась для вывозки, но произошло опрокидывание вагона.
А дальше... Чем дальше в лес - тем больше снега. Заросшие пути и островки снега, кривая сменяет кривую и вот - путь выходит на своеобразную насыпь между двух картовых дренажных канав и идет по такой уютной "аллее", местами балласт доходит почти до головок рельсов - и это несколько необычно.
На одной из картовых канав бобры устроили запруду, журчание воды, переливающейся через нее, слышно издалека. А рельсы так и идут вдаль - заросшие травой. Местами попадаются стрелки на разобранные времянки к полям, первая из них - километра через полтора от развилки на главном пути. От этой стрелки остатки времянки тянутся метров на 50.
А основной путь восточной ветки тянется дальше - до очередной стрелки и очередной времянки, заросшей молодыми березами и елями. Стрелку почти и не видно в траве.
Чуть дальше - видны следы недавней замены шпал и почти сразу - метров через 30 - путь раскантован на протяжении почти полутора сотен метров - явно был сход. В 2007 году этот путь был исправен - чуть дальше находится еще одна стрелка, возле которой мы устраивали пикник в 2007 году, катаясь по дороге на велодрезине, а еще дальше сотояли несколько вагонов. Но в 2010 году эта стрелка оказалась полностью заросшей.
От это стрелки до конца ветки остается не так много - около 300 метров пути. Перед окончанием ветки - очередное ответвление к торфополям, прямой путь заканчивается в кустах метров через 20 после стрелки, а времянка тянется почти на сотню метров. Во время расцвета торфодобычи восточная ветка была значительно длиннее - старожилы говорят, что около полукилометра еще как минимум - да и на спутниковых картах следы насыпей сохранились гораздо дальше, чем нынешняя точка окончания пути.
К сожалению, прогулка по восточной ветке отняла много времени и на осмотр западной времени почти не осталось, а потому ее фотодокументации я решил посветить отдельную поездку, о чем вам и расскажу в следующей части.
Оставайтесь на канале!