Говорят, профессиональные музыканты занимаются по 6 часов в день и больше. Что они делают всё это время?
Василий Зоркин, барабанщик: У меня нет усреднённых дней — занимаюсь в зависимости от текущих задач. В начале, для разогрева мышц играю не быстро 5-10 минут. Если грядет запись, то делаю акцент на запоминание формы песни и на ровности игры, чтобы потом записаться без проблем.
Если концерт — нужно хорошо звучать вместе со всей группой. Ещё концерт — это марафон, играешь час-два на одном дыхании, без перерывов. Это тоже учитываю при подготовке. На репетиции ставлю вот это «марафонское дыхание»: проигрываю программу от начала до конца, нахожу слабые места, отрабатываю их, опять играю программу целиком и т.д., пока результат меня не устроит.
Если планов нет, то занимаюсь по учебникам. Беру навык, который хочу улучшить, нахожу подходящие упражнения в разных школах и играю, потом применяю в музыке. Учусь импровизировать на основе полученного навыка, придумываю свои фразы.
Также для барабанщиков важно делать перерыв раз в 30-40 минут, иначе начинаются проблемы с давлением.
Итого, 2-3 часа занятий и 3-х часовая репетиция — это обычное дело. Бывает по 2 репетиции в день, плюс уроки с учениками. Я не шибко активный музыкант, поэтому репетиций у меня бывает 2-3 в неделю. У тех, кто активно работает, иногда бывает по 3 репетиции за день, это тяжело.
Мэтт Гарстка занимался долгое время по 8 часов в день, Горовец по 10-12, а Стив Смит по 3 часа, так что всё это относительные величины. Были даже исследования, что заниматься больше 4-х часов в день неэффективно. В общем, у всех по-разному.
Александр Зернов, гитарист и композитор:
Всё зависит от поставленных задач. Музыка — это не только про игру на инструменте. Нужно развивать исполнительскую технику (которая сама по себе очень обширна), чувство ритма, слух. Помимо этих фундаментальных вещей есть ещё много разных навыков, умений и знаний, которые помогут музыканту стать лучше: умение читать\писать ноты, понимание того, как устроена музыка (учебники гармонии — очень хорошая вещь!), навыки в области звукорежиссуры тоже не бывают лишними.
Таким образом музыка, как и любой другой вид деятельности — это комплексная дисциплина. Внутри много «разделов», которые дополняют друг друга.
Идеального тренировочного дня не существует. Все мы люди и в один день можно продуктивно поработать над техникой, а в другой — изучить новую информацию или попробовать применить на практике то, до чего раньше по каким-то причинам не мог добраться.
В моём случае всё часто крутится вокруг написания музыки. Иногда я понимаю, что для написания определённой партии мне нужно проработать нюансы исполнительской техники и на это может уйти от половины часа до целого дня.
Очень часто я снимаю что-то на слух. Это позволяет мне глубже понимать роль каждого инструмента в общей картине. На снятие одной партии может уйти немного времени. Но самая настоящая тренировка — снять всю песню целиком. Все инструменты, со всеми нюансами и тонкостями. В таком случае даже с простой на первый взгляд песней ты можешь начать утром и прийти в себя только через 14 часов.
Работа над исполнительской техникой сильно зависит от вашей способности концентрироваться и слышать. Можно и 6 часов прорабатывать один и тот же рисунок, но если концентрация на нуле, а слух замылен, то эти шесть часов просто пройдут даром.
Вдумчивая работа — залог успеха и хороший способ сохранить время и нервы.