Найти тему
mensura zoili

Эдгар Дега. «Интерьер»

Mensura Zoili

Видишь на картине балерин, говори: «Дега». Возудшные пастельные тона в искусственном освещении стали визитной карточкой мастера импрессионизма Эдгара Дега. Потому когда в 1905-м году была выставлена его картина «Интерьер», написанная 35 лет назад, публика была ошеломлена мраком и напряжением сцены картины.

Эдгар Дега — Интерьер. 1868–1869
Эдгар Дега — Интерьер. 1868–1869

Что происходит?

Атмосфера давящая, согласитесь, — это первое, что чувствует зритель, ещё толком не разглядев деталей. На картине изображена немая сцена. Мужчина подпирает спиной дверь, выход из комнаты, и довольно властно, уверенно смотрит на женщину сверху вниз. Женщина же полуобнажена и в растрепанных чувствах. Судя по всему, она вытирает слёзы, отвернувшись от мужчины и столика с шитьём. По комнате разбросана женская одежда. Белая вещь на полу — корсет.

Так что же всё-таки здесь произошло? Многие современники Дега называли картину «Изнасилование», для чего были основания: разбросанная одежда, властного вида дядя и полуобнажённая женщина в слезах, прячущая взгляд. Однако чем интересна картина — на каждую трактовку есть веские возражения. Слишком противоречивы детали интерьера.

Почему не изнасилование

Если речь идёт об изнасиловании швеи, то возражения два:

  • Швеи не носили корсетов, это атрибут богатых женщин;
  • Изображённая комната по обстановке — дешёвый гостиничный номер в мансарде или на одном из верхних этажей. Здесь камин и большущее зеркало сочетаются с бедной одноместной кроватью с тумбочкой и низким потолком. Так вот каким образом эта «швея» оказалась в гостиничном номере вместе со своим шитьём и суровым мужчиной?
  • Обратите внимание на цилиндр слева. Мужчина явно не ворвался в номер к женщине.

Если речь идёт об изнасиловании женщины состоятельной, носящей корсеты, то опять-таки: что она делает в гостиничном номере и почему прихватила с собой шитьё, если она не швея?

Другие версии

На предположение, что они любовники или супруги, всегда можно спросить: «А почему тогда одежда разбросана? Почему в номере одноместная кровать?». Да и чей это номер, если там, в глубине, аккуратно стоит цилиндр, а на столике разложено шитьё?

Отдельного внимания заслуживают попытки трактовать сцену как иллюстрацию к художественным произведениям. Например, историк искусств Теодор Рефф высказал гипотезу, что на картине изображена сцена из романа Эмиля Золя «Тереза Ракин». Впрочем, и здесь нашлось, что возразить.

Личная картина

Сам Дега говорил об «Интерьере», что все лишь изучал ночное освещение. Важен и тот факт, что художник не выставлял картину 35 лет. Возможно, «Интерьер» был для Дега чем-то очень личным как в плане изучения освещения, так и в плане сюжета композиции, намеренно не интерпретируемого.

Эдгар Дега был очень замкнутым человеком, ведущим отшельнический образ жизни. К слову, это не мешало художнику посещать публичные дома, но женат он не был. И возможно разгадку композиции стоит искать именно в личном взгляде Дега на отношения мужчины и женщины: что это всегда пошлость и полное отсутствие взаимопонимания. Что противоречивость обстановки, окружающей мужчину и женщину, не разрешима и принципиально не поддаётся объективной оценке. А раз так, каждый из героев композиции имеет право трактовать ситуацию в свою пользу, считая виноватым другого, а себя жертвой.

Дега не оставляет зрителю ничего, кроме ощущения этой безысходности, и любые попытки пролить свет на предысторию Дега пресекает — объяснения нет, не было и не будет.