Найти тему
Раккун Сити

"Смерть Сталина" — фильм, который запретили показывать в России

Автор материала: Денис Столяров
Автор материала: Денис Столяров

Жанр политической сатиры не особо богат на представителей, потому что сам по себе сложен и заковырист - стоит всего чуть-чуть перестараться с комедийными приёмами, как появится вероятность превратить своих персонажей из высмеянных политиков в обыкновенных фриковых клоунов. Образцом и классикой этого жанра является кубриковский «Доктор Стрэйнджлав», а сейчас гремит победитель премии британского независимого кино и кинофестиваля в Турине «Смерть Сталина» режиссера Армандо Ианнуччи. Гремит, как известно, особенно в СНГ и не совсем по адекватным причинам.

Сразу стоит отметить, что в картине нет никакого оскорбления истории России, России как страны и россиян как людей. Более того, Ианнауччи относится бережно, с пониманием и глубоким пиететом - все-таки СССР, как историческое явление, было совершенно уникальным и ничего подобного и аналогичного в мировой истории больше не создавалось. Режиссёр естественно понимал, что в момент смерти Вождя и последующего политического водоворота миллионам жителей Союза было не до смеха, однако он решил использовать развлекательный жанр комедии, чтобы показать всю амбивалентность сложившейся ситуации и, как он сам высказался в одном из интервью, «посмеяться над подковерными интригами этих взрослых людей, которые внезапно ведут себя как дети».

Весь этот калейдоскоп фантасмагорических образов реальных политиков, что удивительно, хоть и преподнесен с китчевой клюквой, все же отличается тонкостью, идейностью и находчивостью – такое сочетание мало того, что совершенно уникально, так еще и безумно въедчиво. Образы вроде карикатурные и гротескные, однако они с легкостью откладываются в памяти, а все потому, что харизма прет из всех щелей. С одной стороны – к исторической достоверности, при желании, можно придраться и разложить того же Жукова на винтики и шурупы, с другой – совершенно не хочется этого делать, ибо персонажи начинают играть совершенно новыми красками а их начинаешь буквально «поедать». Как глазами, поглощая шикарную актерскую игру, так и мозгом, учитывая порой совершенно беспрецедентные сценарные схемы и мотивации поведения героев. Особенно отличился Стив Бушеми, который в последнее время разошелся на роли первого плана, а его Хрущева можно и нужно заносить в копилку лучших перфомансов актера за всю карьеру.

-2

В то же время, без огрешностей не обошлось. В отличие от вышеупомянутого «Стрэйнджлава» или, например, другой отличной политической сатиры, ленты Барри Левинсона «Плутовство», здесь страдает сюжет - это совершенно не то, ради чего стоит смотреть «Смерть Сталина». Он тут присутствует, но сделан для галочки, а весь синопсис можно написать на небольшой салфетке и скромно уложить в одно предложение: политические деятели Советского Союза воюют за место секретаря партии после смерти Иосифа Виссарионовича. Поймите правильно, диалоги - блистательные, различные сценарные схемы по развитию персонажей - отличные, однако больших событий за весь фильм всего несколько. Лента Ианнуччи в первую очередь прельщает совершенно беспардонной, безумной и фарсовой иронией, превращая, по сути, экранизацию комикса в натуральную театральную постановку, где можно лицезреть канитель неожиданных перевоплощений и безумный театр политической сатиры. Но в то же самое время надо отдавать себе отчёт, что фильму не хватает размаха и комплексности событий. Хотя этот минус небольшой и относится к разряду довольно условных.

“Смерть Сталина” это не самая выдающаяся сатирическая комедия, однако это отличный иронично-клюквенный киноморс, рассказывающий о смерти советского вождя и репрессора, по-злому иронично попавший под репрессии власти якобы демократической. От того прокат картины (а точнее запрет) на территории Этой Страны воспринимается особенно больно и цинично. Ведь проиграли абсолютно все - как любители высокого фестивального кино, так и рядовой зритель. Фильм-то хороший.

Оценка: 8/10