Перед экскурсией на Императорский фарфоровый завод, я решил посмотреть, есть ли у меня посуда от этого производителя. Взяв в руки первую попавшуюся на полке тарелку я увидел на ней штампик ЛФЗ. Дальнейший осмотр посудного шкафчика выявил в нём большое количество обеденной посуды этого завода. Посуда была куплена ещё в советские времена, и тогда он назывался Ломоноcовским фарфоровым заводом. Вид на завод и хмурое осеннее питерское утро с Володарского моста.
Экскурсия началась с помещения, где хранятся образцы изделий, но мне кажется что здесь собраны далеко не все образцы, ведь завод сейчас выпускает четыре тысячи наименований продукции. Если есть желание и время, можете посчитать сколько на полках образцов.
Я никогда не задумывался над тем, как наносится узор на изделия завода, но если бы меня спросили об этом, я бы достаточно уверенно сказал что всё делается автоматически на конвейере, и человек только следит за качеством выходящей с него продукции. И я был очень удивлён, когда увидел, что всё делается вручную. Слова ручная работа всегда придают любому изделию особый статус.
Фирменным знаком завода на протяжении многих лет является узор который называется кобальтовая сетка. У кого то в гостях я пил чай из чашки с этим узором. Узор на той чашке был синего и золотистого цвета. Тогда я думал, что золотистый цвет это тоже краска. Но оказывается золотистый цвет это ……. золото! С помощью химических процессов золото становится жидким и низкопроцентным. Наносится оно на изделия штампиками с различными узорами, которых достаточно много. Вот штампики, а желе жёлто-коричневого цвета и есть золото.
На другом участке так же вручную расписывается посуда. Роспись производится по образцам. Небольшие отклонения от образца допускаются, но не приветствуются. Тарелка перед живописцем и есть образец. Немного терминологии - на заводе люди которые придумывают новые рисунки, называются художниками, а те, кто наносит узор на изделие - живописцами.
На изделия простой формы, например тарелки, рисунок наносится способом который называется деколь. Деколь это переводная картинка, напечатанная керамическими красками на специальной плёнке. Перед нанесением на изделие переводная картинка некоторое время размачивается в воде. Затем эту картинку отделяют от бумажной основы и аккуратно наклеивают на изделие. Очень важно, что бы под плёнкой не оставались пузырьки воздуха. Удаление этих пузырьков самая важная часть работы. При обжиге изделия плёнка выгорает, и на поверхности тарелки остаётся только рисунок.
Пошли смотреть как отливаются изделия, по пути заглянул в приоткрытую дверь. Не знаю, что делают на этом рабочем месте, но свет мне очень понравился.
Отливочный цех. Отливочные формы. Сотрудники называют их «черепами».
Так происходит заливка любой формы. Тоже ручной труд. В форму заливается шликер, это жидкая фарфоровая масса, которая подаётся в цех по трубопроводу. Застывает шликер достаточно быстро. После того как он застыл, форму разбирают, достают из неё изделие и оно отправляется на роспись и обжиг.
Изделия сложной формы отливаются по частям в разных формах, затем части склеиваются, места склейки зачищаются. Эта лошадка, например, состоит из трёх частей.
Каждое изделие имеет своё название.
Работа работой, но женщинам надо и о своей красоте позаботиться.
Забыл спросить кто это такой.
Переходя с этажа на этаж, оказался в цехе костяного фарфора. Он так называется потому что в фарфоровую массу добавляют костяную муку, которую делают из берцовых костей крупного рогатого скота. Такой фарфор более прочный и прозрачный. Этот цех отличается от тех в которых я уже был, чем что наиболее механизирован, есть станки, конвейерная лента. И шум! Глазурь на изделие должна быть нанесена равномерно, и что бы были видны все недочёты нанесения, в глазурь добавляют чернила. Те самые которыми раньше писали в школе, и не только в школе. Во время обжига чернила выгорают и изделие принимает привычный белый цвет. А жаль, мне такой фиолетово-сиреневый цвет очень понравился.
Было очень интересно зайти в заводской магазин и посмотреть на готовую продукцию, после того как я увидел процесс изготовления этих изделий. Переходя от витрины к витрине и зная, сколько ручного труда вложено в каждое изделие, я смотрел на всю эту красоту совсем другими глазами.
Особо хочется сказать спасибо сотрудницам завода, которые нам всё подробно и терпеливо объясняли.