Найти в Дзене
Ленинградский наблюдатель.

ЛФЗ. Как делается любимая посуда советских домохозяек.

Перед экскурсией на Императорский фарфоровый завод, я решил посмотреть, есть ли у меня посуда от этого производителя. Взяв в руки первую попавшуюся на полке тарелку я увидел на ней штампик ЛФЗ. Дальнейший осмотр посудного шкафчика выявил в нём большое количество обеденной посуды этого завода. Посуда была куплена ещё в советские времена, и тогда он назывался Ломоноcовским фарфоровым заводом. Вид на завод и хмурое осеннее питерское утро с Володарского моста.

Экскурсия началась с помещения, где хранятся образцы изделий, но мне кажется что здесь собраны далеко не все образцы, ведь завод сейчас выпускает четыре тысячи наименований продукции. Если есть желание и время, можете посчитать сколько на полках образцов.

-2

Я никогда не задумывался над тем, как наносится узор на изделия завода, но если бы меня спросили об этом, я бы достаточно уверенно сказал что всё делается автоматически на конвейере, и человек только следит за качеством выходящей с него продукции. И я был очень удивлён, когда увидел, что всё делается вручную. Слова ручная работа всегда придают любому изделию особый статус.

-3

Фирменным знаком завода на протяжении многих лет является узор который называется кобальтовая сетка. У кого то в гостях я пил чай из чашки с этим узором. Узор на той чашке был синего и золотистого цвета. Тогда я думал, что золотистый цвет это тоже краска. Но оказывается золотистый цвет это ……. золото! С помощью химических процессов золото становится жидким и низкопроцентным. Наносится оно на изделия штампиками с различными узорами, которых достаточно много. Вот штампики, а желе жёлто-коричневого цвета и есть золото.

-4

На другом участке так же вручную расписывается посуда. Роспись производится по образцам. Небольшие отклонения от образца допускаются, но не приветствуются. Тарелка перед живописцем и есть образец. Немного терминологии - на заводе люди которые придумывают новые рисунки, называются художниками, а те, кто наносит узор на изделие - живописцами.

-5

-6

На изделия простой формы, например тарелки, рисунок наносится способом который называется деколь. Деколь это переводная картинка, напечатанная керамическими красками на специальной плёнке. Перед нанесением на изделие переводная картинка некоторое время размачивается в воде. Затем эту картинку отделяют от бумажной основы и аккуратно наклеивают на изделие. Очень важно, что бы под плёнкой не оставались пузырьки воздуха. Удаление этих пузырьков самая важная часть работы. При обжиге изделия плёнка выгорает, и на поверхности тарелки остаётся только рисунок.

-7

Пошли смотреть как отливаются изделия, по пути заглянул в приоткрытую дверь. Не знаю, что делают на этом рабочем месте, но свет мне очень понравился.

-8

Отливочный цех. Отливочные формы. Сотрудники называют их «черепами».

-9

Так происходит заливка любой формы. Тоже ручной труд. В форму заливается шликер, это жидкая фарфоровая масса, которая подаётся в цех по трубопроводу. Застывает шликер достаточно быстро. После того как он застыл, форму разбирают, достают из неё изделие и оно отправляется на роспись и обжиг.

-10

Изделия сложной формы отливаются по частям в разных формах, затем части склеиваются, места склейки зачищаются. Эта лошадка, например, состоит из трёх частей.

-11

Каждое изделие имеет своё название.

-12

Работа работой, но женщинам надо и о своей красоте позаботиться.

-13

Забыл спросить кто это такой.

-14

Переходя с этажа на этаж, оказался в цехе костяного фарфора. Он так называется потому что в фарфоровую массу добавляют костяную муку, которую делают из берцовых костей крупного рогатого скота. Такой фарфор более прочный и прозрачный. Этот цех отличается от тех в которых я уже был, чем что наиболее механизирован, есть станки, конвейерная лента. И шум! Глазурь на изделие должна быть нанесена равномерно, и что бы были видны все недочёты нанесения, в глазурь добавляют чернила. Те самые которыми раньше писали в школе, и не только в школе. Во время обжига чернила выгорают и изделие принимает привычный белый цвет. А жаль, мне такой фиолетово-сиреневый цвет очень понравился.

-15

-16

Было очень интересно зайти в заводской магазин и посмотреть на готовую продукцию, после того как я увидел процесс изготовления этих изделий. Переходя от витрины к витрине и зная, сколько ручного труда вложено в каждое изделие, я смотрел на всю эту красоту совсем другими глазами.

-17

Особо хочется сказать спасибо сотрудницам завода, которые нам всё подробно и терпеливо объясняли.