«Люблю татар!»
Так наш корреспондент собирался ответить на возможный вопрос вахтёров и вахтёрообразных о том, что ему надо на выставке художников Татарстана (она открылась в среду в музее имени Словцова). Этого не понадобилось. Народу пришло порядком, всем было очевидно, зачем люди заходят в здание музея.
Почему-то наш корреспондент удивился, увидев несколько десятков посетителей. Впрочем, надо отметить, что среди них были тюменские художники (человек двадцать), дети, которые занимаются в художественных школах (человек тридцать), журналисты (человек пятнадцать), местные знаменитости. Так что простых поклонников татарского творчества на открытии было как раз очень мало.
У них – поклонников, которые не пришли на открытие – конечно, будет ещё почти три полных месяца, чтобы посмотреть все сто двадцать работ. Но, может быть, и правильно они сделали, что не пришли. Вернее, неправильно сделали устроители выставки, что представили так много неинтересных работ, в которых не видно ни поиска, ни интересных приёмов, а видно только желание писать картины. Скажем, многие художники зачем-то пытаются в 21 веке соревноваться с фотографией. Или эксплуатировать когда-то революционные находки великих. Искусство – это, вроде, о другом.
По нашему резкому мнению, лучше было бы составить мощную выставку примерно из одиннадцати-двенадцати интересных работ (кому интересно, какие именно – напишите в личные сообщения паблика). Мы понимаем, что резоны привезти столько картин были, но к зрителям большинство из них, скорее всего, не относятся. Для зрителя же единственное оправдание такого масштаба – возможность максимально полно увидеть характер художников Татарстана. Но и то лишь членов местного отделения союза художников. Да и, честно говоря, о таком характере отдельно рассказывать не надо, это ожидалось, мы бы и сами догадались.
И всё же соль выставок – а ещё кучи аудиозаписей Вконтакте, сомнительных кинофестивалей в промзонах, книжных развалов и так далее – в том, что есть шанс найти жемчужину в куче... ила. По личному мнению нашего корреспондента, жемчужиной оказались две картины Роберта Гайсина: прежде всего, «Знаки и буквы», но также и «Влюблённые». А может, это только показалось, и тут он просто не вспомнил, чьи находки эксплуатируются.
Кто знает, вдруг и вы найдёте свою жемчужину. Но, честно говоря, если билет покажется вам дорогим, можно на выставку и не ходить. Особых откровений она вам вряд ли принесёт.
Текст: редакция информационного листка «Тюмень — не место для искусства».
Фотография в тексте: работа Роберта Гайсина, которая в Тюмень не приехала.