Ни для кого не секрет, что образование в России находится в упадке. В массах всячески культивируется легенда о том, что только бросив учёбу можно чего-либо добиться в жизни. В качестве примеров чаще всего приводятся Стив Джобс и Билл Гейтс. Правда, распространители этих примеров, как правило, забывают упоминать, что оба гения поступили и несколько курсов отучились в лучших университетах мира, то есть они изначально были умнее среднестатистического человека. Уже половина школьников даже не собираются поступать в ВУЗ. Диплом о высшем образовании защищают не больше половины от поступивших. Если сократить это число вдвое, по некоторым оценкам, чистая прибыль для экономики за 10 лет составит около триллиона долларов. К тому же колоссальные затраты уходят на устранение ущерба из-за проблемы бросания учёбы, что порождает огромное количество неквалифицированных граждан. Но это только вершина айсберга. Никто не учитывает детей, которые ходят в школу, но совершенно не вовлечены в учёбу, которым это совершенно не нравится и которым школа не даёт ничего особо полезного.
Причина далеко не в том, что на образование тратится недостаточно денег – напротив, Россия тратит очень много… в том числе и на образование. Но проблема в том, что мы движемся совершенно в неверном направлении. Сэр Кен Робинсон, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях, выделяет три принципа, на которых основано человеческое процветание и они противоречат культуре образования, в условиях которой большинству учителей приходится перерабатывать, а большинству учащихся просто терпеть.
Первый принцип заключается в том, что люди от природы разные. Например, если у вас два ребёнка и более, при том, что вы воспитываете их одинаково, они абсолютно друг на друга не похожи. Образование же в том виде, в котором оно культивируется уже много лет, основано на принципе единообразия детей. Школы стимулируются к тому, чтобы находить детям увлечения среди очень ограниченного числа устремлений. В зависимости от предпочтений каждого нового министра образования, основное внимание уделяется то естественным наукам, то гуманитарным, то одной только истории. В настоящем образовании должно уделяться равное внимание искусствам, гуманитарным, точным наукам, физической культуре и т.д.
На сегодняшний день до России докатилась волна, когда «примерно у 10% детей» диагностируют различные состояния, объединённые общим названием «Синдром дефицита внимания». Я ни в коем случае не утверждаю, что такого явления не существует. Но мне с трудом верится, что это такая уж эпидемия, что появляется необходимость рекламировать транквилизаторы для детей. Если ребёнок сидит несколько часов кряду, занимаясь рутинной работой, выполняя домашнее задание, стоит ли удивляться тому, что он начинает ёрзать? Как сказал всё тот же Кен Робинсон в одном из своих выступлений:
«Дети в большинстве случаев страдают не от психических синдромов, они страдают… детством»
Очень странно этого не понимать, ведь каждый из нас был ребёнком. Неоспоримым фактом является то, что дети больше всего успевают, когда учебная программа разработана так, что развивает и поддерживает в них различные таланты, а не малую их часть. Гуманитарные науки, кстати, важны не только тем, что улучшают успеваемость по математике, а тем, что они обращены к таким сторонам детской личности, которые иначе не затрагиваются. Это я говорю, как хардовый технарь.
Второй принцип, ведущий жизнь человека к процветанию, это любопытство. Если суметь зажечь в детях искру любопытства они с наибольшей вероятностью дальше будут учиться без какого-либо содействия извне. Познание естественно для детей. Любопытство – двигатель достижений. Постепенное угасание любопытства у школьников до его полного исчезновения к моменту поступления в ВУЗ, является следствием деградации профессии учителя. Никакой министр, никакая власть, никакая школа не могут быть лучше учителя, так как именно учителя являются источником успеха школ, а значит и правительства, но не наоборот. Учитель – по-настоящему творческая профессия. Обучение в должном понимании – это не просто система доставки. Это не только передача полученной информации. Хороший учитель является и наставником, стимулируя, побуждая, вовлекая. В конечном итоге образование сводится к обучению. В правительстве огромное количество времени тратится на обсуждение образования, но не обучения. Вы можете очень долго заниматься одной и той же деятельностью и ничего в ней не достигать. То же можно сказать и про абсолютное большинство современных учителей – они может и заняты задачами по обучению, но фактически не выполняют её. А роль учителя заключается исключительно в том, чтобы способствовать обучению. И всё.
Можно предположить, что отчасти эта проблема связана с тем, что культура образования сосредоточилась не на обучении, а на проверке. Конечно, проверка важна. Стандартизированные тесты, безусловно, нужны. Но они не должны господствовать в образовательной культуре – они являются лишь средством диагностики. Но из-за того, как всё устроено сейчас, особенно с вводом ЕГЭ, мы, вместо любопытства, имеем культуру соответствия. И учителей, и их учеников подталкивают к тому, чтобы следовать типовым алгоритмам, вместо того, чтобы пробуждать силу воображения и любопытства.
Третий принцип заключается в том, что творчество – неотъемлемая часть человеческой жизни. Именно поэтому у каждого из нас разные резюме. Мы строим свои жизни и, проживая их, мы их перестраиваем. Именно поэтому человеческая культура так удивительно разнообразна и динамична. Очень многие другие животные обладают воображением и способностями к творчеству, но это совершенно не так очевидно, как у нас. Например, собаки могут впадать в депрессию. Но ни одна собака при этом не станет слушать Placebo, сидя на подоконнике с чашкой кофе, сигаретой в зубах, задумчиво всматриваясь вдаль.
Только представьте себе такую картину – вы спрашиваете:
«Не хочешь прогуляться?»
А ваша собака вам отвечает, томно вздыхая, не поворачивая взгляд на вас:
«Нет, мне и тут неплохо. Сходи сам, человек. Потом фотки покажешь»
Мы творим свои жизни в непрекращающемся процессе воображения, вариантов и возможностей. Одна из задач образования заключается в том, чтобы эти творческие способности пробудить, а вместо этого у нас работает культура стандартизации.
Один из принципов хорошего образования – индивидуальный подход в образовании и изучении. Второй принцип – придавать большое значение профессии учителя. Это не говорит о повышении зарплат в центральных регионах для улучшения общей статистики. Невозможно улучшить образование, если не набирать в учителя талантливых людей, не оказывать им непрерывную поддержку и не способствовать их профессиональному росту. Третий принцип – передать ответственность за проделываемую работу школам. Тут есть большое отличие от режима приказов и контроля в образовании. Так происходит в том числе и в России – руководство страны решило, что лучше всех всё знает и указывает всем, что делать, забывая о том, что образовательный процесс проходит не в залах заседаний, а в классах школ, а люди, его осуществляющие – учителя и учащиеся. Если их лишить свободы действий, процесс перестанет работать.
Я не могу, при этом, не отметить, что, вопреки господствующим принципам образования, в России, тем не менее, ведётся и серьёзная положительная работа. В частности, многие отличные преподаватели буквально кладут свои жизни на то, чтобы не дать интеллектуальному уровню страны окончательно скатиться в бездну. Все без исключения популяризаторы науки в России отмечают, что многие современные методы и подходы основаны на механическом представлении об образовании. Будто образование – это промышленный процесс, для улучшения которого достаточно получить дополнительные данные. И где-то глубоко в подсознании авторов таких подходов сидит представление о том, что если всё хорошенько отладить, то всё само собой завертится, и мы строем отправимся в светлое будущее. Так никогда не было и никогда не будет. Суть в том, что образование не механическая система. Люди либо хотят учиться, либо нет. У каждого учащегося, бросающего школу, или решившего не продолжать обучение в ВУЗе, есть на то причина, которая понятна только ему. Да, в соответствии со статистикой существуют тенденции, но каждая история всё-таки уникальна.
При этом, любые образовательные программы, призванные по-настоящему вовлекать учащихся в учёбу, так как они индивидуализированы, по какой-то причине называются альтернативными. Но дело-то в том, что если везде сделать именно так, то альтернатива будет не нужна. И всего-то нужно начать. Необходимо взять, скажем, школу, убрать сложившиеся условия, изменить представление людей об их возможностях, их ожидания, дать более широкий спектр перспектив, выстроить отношения между учителями и учащимися так, чтобы они друг друга ценили, дать людям возможность творить и применять новаторство в их собственной деятельности и тогда эта школа вновь оживёт. Настоящая роль руководства в образовании не должна сводиться к приказам и контролю. Она заключается в управлении климатом, создающим благоприятные условия для реализации возможностей. Создав такой климат, руководство получит людей, готовых достигать того, что само руководство и не предполагало.
Оглавление канала
Подписывайтесь на канал в Telegram, чтобы следить за обновлениями онлайн, и не пропускать интересные новости о науке и технике.