Писать на ценниках эквивалент стоимости товара за килограмм или литр, и разрешить изъятие любых пищевых продуктов, реализуемых без документации – такие федеральные инициативы появились в Петербурге. Предприниматели от них не в восторге…
Осенняя сессия петербургского парламента прошла под знаком борьбы с алкоголизмом. Останавливаться на полумерах депутаты не стали: целых два дня в году в Северной столице теперь будет действовать настоящий «сухой закон». А после завершения новогодних каникул в Заксобрании, кажется, заметили, что в магазинах продают не только спиртное. И решили навести на прилавках окончательный и бесповоротный порядок. Для этого только в пятницу появилось сразу две свежих инициативы.
Алексей Цивилев объявил войну ценникам, которые вводят в заблуждение. Депутат хочет обязать все российские магазины указывать стоимость товара на этикетках за килограмм и литр. С соответствующей инициативой политик обратился к министру промышленности и торговли Денису Мантурову. Он предлагает внести поправки в Правила продажи отдельных видов товаров.
- На ценнике указывается цена за единицу товара, например, за упаковку молока объемом 950 мл, что создает конкурентные преимущество перед упаковкой такого же товара в 1 л. По правилам масса или объем товара должны быть указаны на ценнике, но они указаны мелким шрифтом в нижнем углу. Либо указывается цена на товар за 100 гр. рядом с ценами за товар за 1 кг, что также вводит в заблуждение покупателей, особенно пожилого возраста, - говорится в письме.
Идея в целом хорошая. Не хочется ходить по магазинам с калькулятором. Вопрос в том, как все это реализовать на практике. Скажем, писать ли эквивалент цены за килограмм на лотках с «чупа-чупсами» или «киндер-сюрпризами»? Теперь об этом придется думать в министерстве, готовя ответ.
А тем временем в комитете по законодательству разработали федеральную инициативу, которая упростит изъятие товаров у предпринимателей. В настоящее время забирать можно только некачественные или опасные продукты. Глава комитета Денис Четырбок предлагает распространить данную норму на любые продовольственные товары без сопроводительной документации и заключений санитарно-ветеринарной экспертизы. По его мнению, это позволит убрать потенциально опасную продукцию с прилавков и защитить здоровье покупателей.
- Глупость или измена, - как всегда иронично отреагировал на это предложение председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
По его мнению, документ защищает интересы торговых сетей, и либо автор этого не понимает, либо сознательно поддерживает соответствующее лобби.
- За что сражаются депутаты? За безопасность и качество пищевых продуктов? Судя по предложению, за что-то другое. Я вижу опасность того, что при стремительном изменении законодательства и куче нормативных актов где-то какой-то бумажки может не хватить, а это окажется поводом для изъятия, - считает эксперт.
Говоря о последних попытках городского парламента навести порядок в торговле, Алексей Третьяков пришел к выводу о том, что депутаты начали не с того конца.
- У нас есть намного более важные проблемы и задачи, которые необходимы решать. И одна из важнейших – монополия торговых сетей. Они держат в заложниках и покупателей, и поставщиков, - заявил Третьяков.
Он вспомнил, что ранее в Госдуму уже неоднократно направлялись инициативы, направленные на ограничение сетевых ритейлеров, но все они с треском проваливались.