Распоряжением правительства Российской Федерации Севастопольский морской завод имени Орджоникидзе перешёл из городской в федеральную собственность. Одно из уникальных советских предприятий, некогда принадлежавшее президенту Украины Петру Порошенко, наглядно демонстрирует, как независимая Украина уничтожала советское промышленное наследие.
Теперь завод отнесли к ведению Министерства промышленности и торговли РФ. А до этого в 2015 году принадлежавшее Порошенко предприятие было национализировано российскими властями в пользу Севастополя. В правительстве ожидают, что перевод в федеральную собственность ускорит интеграцию Севморзавода в российский оборонно-промышленный комплекс и обеспечит загрузку производственных мощностей.
Во времена СССР Севастопольский морской завод процветал. В 80-х на заводе работало 16 тысяч человек и целых четыре проходных, которые еле справлялись с таким потоком рабочих. Однако за время независимости Украины предприятие пришло в полный упадок. К моменту воссоединения Севастополя с Россией на заводе оставалось только 200 сотрудников.
Стоит отметить, что Севморзавод является уникальным предприятием. Основным направлением завода было плавкраностроение. Первые плавкраны грузоподъемностью 50 тонн были построены ещё в 50-е годы. Позднее появились 100- и 300-тонники – плавучие краны «Богатырь» и «Черноморец». По специальному заказу на заводе построили плавкран «Витязь» грузоподъемностью 1600 тонн. За все время существования завод отремонтировал 5 тысяч кораблей, построил более 500, а в последние десятилетия до 1990 года создал более 70 тяжёлых плавкранов и выпускал широкую номенклатуру судовых механизмов для всего СССР и зарубежья. Однако во времена независимости Украине всё это было уничтожено.
«Севастопольский морской завод был гордостью СССР, центром передовых технологий и мастерства. Здесь остались уникальные станки, севастопольский сухой док – легендарная постройка, верх технической мысли. Но после распада страны смысл существования завода был утерян. В ходе приватизации шла борьба за активы, и никто не думал о великих идеях, о серьезных заказах, о поддержке обороны», – цитирует первого вице-президента Российского союза инженеров Иван Андриевский газета «Взгляд».
Он также напомнил, что в 2009 году комитет общественного объединения «За сохранение и возрождение Севастопольского морского завода» обращался к президенту России Владимиру Путину с открытым письмом, в котором содержалась просьба о помощи оказавшемуся в плачевном состоянии Черноморскому флоту и самому предприятию. По словам Андриевского, обращение сдвинуло ситуацию с мертвой точки.
«Но вскоре опять все захирело – местная власть не была способна организовать производство. Все это происходило на фоне ликвидации машиностроения, снижения спроса на металл, уменьшения производства в металлургии. Развал длился более 20 лет», – рассказывает Андриевский.
Впрочем, воссоединение с Крымом вдохнуло в завод новую жизнь.
Уже с октября 2015 года он стал филиалом Центра судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск), входящего, в свою очередь, в крупнейший российский судостроительный холдинг «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Сейчас на завод привлекаются и воспитываются новые кадры – дело идет полным ходом, поделился Андриевский.
Севморзавод активно загружают заказами. Почти год назад завод получил заказ стоимостью 2,7 миллиарда рублей на изготовление морского плавкрана, для чего потребовалось взять на работу до 1 тысячи человек.
Кроме того, руководство завода обсуждает с ОСК возможности технического обеспечения флагмана Черноморского флота ракетного крейсера «Москва» на судоремонтных мощностях Севастополя. Также завод был привлечен к строительству Крымского моста – он создает уникальные конструкции, в частности, ему поручили построить плавсистему для транспортировки арочных пролётных строений моста. В 2017 году на заводе выполнили ремонт ряда кораблей и судов.
В конце того же года директор Севморзавода Игорь Дрей заявил, что коллективом поставлены новые глобальные цели. Завод получил заказ на строительство плавкрана «Севастополь» грузоподъёмностью 400 тонн для Адмиралтейских верфей. В ноябре 2017 года впервые за 12 лет на заводе был заложен плавучий кран на 700 тонн.
Также Севморзаводу предстоит выполнить большой объем работ по судоремонту в рамках государственного оборонного заказа. Параллельно ведётся и будет вестись техническое перевооружение и реконструкция производственных мощностей. На эти цели в федеральной целевой программе выделено около 7 миллиардов рублей в 2016–2019 годах. Глава завода надеется, что теперь сумеет возродить славу города-героя Севастополя как главного центра судостроения и судоремонта на юге России.
Напомним, ранее генеральный директор Керченского судостроительного завода «Залив» Андрей Жердев заявил о готовности предприятия принять заказ на постройку российского атомного ледокола нового поколения 10510 «Лидер», который станет крупнейшим в мире.