Найти тему
SerguntiuS

Питер: ДОТы оборонительной линии "Ижора" в Купчино (май 2015)

Оборонительная линия "Ижора" протяжённостью около 25 км, построенная в 1943 году на южных подступах к Ленинграду, и полностью перекрывшая немцам свободный проход к городу с юга, состояла из 116 железобетонных сооружений - танковых, пулеметных и артиллерийских ДОТов и пулемётных точек. Все эти огневые точки вместе со связавшими их коммуникациями были построены практически вручную всего за полгода, причём строили их девушки-стройармейцы, работавшие по 12-16 часов в день под постоянными обстрелами фашистов. Архивные данные по оборонительной линии "Ижора", находившиеся в Центральном архиве Минобороны, были рассекречены только летом 2013 года, а 7 мая 2015 года почти все сооружения линии "Ижора" были включены в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

До нашего времени дошло около полусотни объектов линии "Ижора" разной степени сохранности, и примерно треть их них находится в Купчино. В субботу, 23 мая 2015 года, я прокатился на байке по нашим купчинским ДОТам - благо, до ближайшего из них от моей двери всего лишь один километр :) Задачи сфотографировать все сооружения оборонительной линии "Ижора", сохранившиеся в Купчино, я перед собой не ставил, но подавляющее их большинство всё же посетил.

ДОТ № 24 рядом с Витебской ж/д веткой, напротив д.26 к.9 по Белградской ул. Одноамбразурный пулемётный полукапонир под шаровую 7,62 мм. пулемётную установку НПС-3.
ДОТ № 24 рядом с Витебской ж/д веткой, напротив д.26 к.9 по Белградской ул. Одноамбразурный пулемётный полукапонир под шаровую 7,62 мм. пулемётную установку НПС-3.
Так выглядит пулемётная амбразура.
Так выглядит пулемётная амбразура.
ДОТ № 42, тоже рядом с Витебской ж/д напротив д.32 по Белградской ул. Одноамбразурный артиллерийский полукапонир под казематную шаровую 76,2-мм артиллерийскую установку Л-17.
ДОТ № 42, тоже рядом с Витебской ж/д напротив д.32 по Белградской ул. Одноамбразурный артиллерийский полукапонир под казематную шаровую 76,2-мм артиллерийскую установку Л-17.
Проспект Славы с путепровода Витебской ж/д.
Проспект Славы с путепровода Витебской ж/д.
Яблоня цветёт. А внизу протекает Волковский канал - главная водная артерия Купчино :)
Яблоня цветёт. А внизу протекает Волковский канал - главная водная артерия Купчино :)
-6
Асфальт подъезда к бывшему ж/д переезду у ж/д платформы "Проспект Славы" в створе Альпийского переулка (фактически это часть Южного шоссе, бывшей Куракиной дороги - старейшей "магистрали" Купчино). В 1962-65 гг. тут даже автобус ходил (№11, который сейчас ходит по Славе). Переезд демонтирован примерно в 1967 г.
Асфальт подъезда к бывшему ж/д переезду у ж/д платформы "Проспект Славы" в створе Альпийского переулка (фактически это часть Южного шоссе, бывшей Куракиной дороги - старейшей "магистрали" Купчино). В 1962-65 гг. тут даже автобус ходил (№11, который сейчас ходит по Славе). Переезд демонтирован примерно в 1967 г.
ДОТ № 29 у платформы ж/д "Проспект Славы" и бывший домик смотрителя бывшего железнодорожного переезда в створе Южного шоссе. Переезд прикрывался пулемётным полукапониром. При расширении железной дороги половина ДОТа была уничтожена, вторая же половина сохранилась.
ДОТ № 29 у платформы ж/д "Проспект Славы" и бывший домик смотрителя бывшего железнодорожного переезда в створе Южного шоссе. Переезд прикрывался пулемётным полукапониром. При расширении железной дороги половина ДОТа была уничтожена, вторая же половина сохранилась.
ДОТ почти полностью засыпан.
ДОТ почти полностью засыпан.
Чуть южнее находится ДОТ № 27 - ещё один артиллерийский полукапонир. Напротив д.46 по Белградской.
Чуть южнее находится ДОТ № 27 - ещё один артиллерийский полукапонир. Напротив д.46 по Белградской.
При расширении железной дороги была уничтожена задняя стенка и крыша ДОТа.
При расширении железной дороги была уничтожена задняя стенка и крыша ДОТа.
Особенности строения амбразуры под казематную артиллерийскую установку Л-17.
Особенности строения амбразуры под казематную артиллерийскую установку Л-17.
Альпийский пер. - бывшая Куракина дорога, связывавшая Московский и Шлиссельбургский тракты. Тихая сонная улочка, ещё в довоенное время бывшая одной из главных магистралей юга Ленинграда
Альпийский пер. - бывшая Куракина дорога, связывавшая Московский и Шлиссельбургский тракты. Тихая сонная улочка, ещё в довоенное время бывшая одной из главных магистралей юга Ленинграда
Типовой магазин с клубом "Fireball" стоит на изгибе Альпийского - примерно в том месте, где Куракина дорога пересекала реку Волковку по мосту. Ни реки, ни моста нет - когда в 1960-х гг. в Купчино началось массовое строительство, реку вывели в канал, а в начале 1970-х гг. старое русло реки засыпали.
Типовой магазин с клубом "Fireball" стоит на изгибе Альпийского - примерно в том месте, где Куракина дорога пересекала реку Волковку по мосту. Ни реки, ни моста нет - когда в 1960-х гг. в Купчино началось массовое строительство, реку вывели в канал, а в начале 1970-х гг. старое русло реки засыпали.
ДОТ № 15 возле д.45 по Альпийскому пер., одноамбразурный пулемётный полукапонир. Прикрывал ныне не существующий мост через ныне не существующую Волковку...
ДОТ № 15 возле д.45 по Альпийскому пер., одноамбразурный пулемётный полукапонир. Прикрывал ныне не существующий мост через ныне не существующую Волковку...
ДОТ № 19 с башней танка КВ-1. Около десятка таких ТОТов были главной ударной силой всей линии "Ижора", сохранилось три.
ДОТ № 19 с башней танка КВ-1. Около десятка таких ТОТов были главной ударной силой всей линии "Ижора", сохранилось три.
Неприметный холм у д.30 по пр.Славы энтузиасты раскопали летом-осенью 2014 года. Под слоем грунта нашёлся ТОТ (без башни, конечно), который был расчищен и законсервирован на зиму.
Неприметный холм у д.30 по пр.Славы энтузиасты раскопали летом-осенью 2014 года. Под слоем грунта нашёлся ТОТ (без башни, конечно), который был расчищен и законсервирован на зиму.
7 мая 2015 года, после нескольких субботников и установки макета башни танка КВ-1, здесь открылся памятник.
7 мая 2015 года, после нескольких субботников и установки макета башни танка КВ-1, здесь открылся памятник.
Одна из строительных бригад, возводивших укрепления линии "Ижора". Фотография со стенда, установленного возле ДОТа №19.
Одна из строительных бригад, возводивших укрепления линии "Ижора". Фотография со стенда, установленного возле ДОТа №19.
Памятник маршалу Жукову (1995 г.) на пр.Славы.
Памятник маршалу Жукову (1995 г.) на пр.Славы.

(продолжение - в ЖЖ)