"Блаженны плачущие, ибо они утешатся»
Евангелие от Матфея
Зачем мы страдаем?
Зачем мы терпим страдания?
Почему мы терпим хамство, грубость, неуважение, насилие, нищету?
Потому что в нашем менталитете столетиями укоренялась одна хитрая схема. Страдания ведут к счастью. Это чисто русская женская фишка. Если ты не мучилась, не плакала, не переживала из-за мужика, значит ты его не заслуживаешь. Менталитет такой в голове у характерной русской женщины.
Страдания – это такие садомазохистские предварительные ласки перед непосредственно счастьем.
Счастье – это такая заслуженная награда за… а за что, собственно?
1) За уже перенесенные лишения
«Ничего ты в жизни еще не понимаешь. Счастье ей подавай. Поживи с моё сначала, пуд соли съешь, потом узнаешь»
2) За умение терпеливо переносить любые беды в текущем времени в ожидании будущей награды в виде таинственного фелицитарного синдрома под названием «счастье»
«Что значит тебе со мной плохо? Что значит замуж хочешь? Не заслужила еще»
3) За способность отказаться от материальных благ во имя большой и чистой любви.
«Ты меня не любишь, тебе только шубу подавай. А вот Машка-соседка сама себе на шубу заработала».
«Нет-нет, ты что, я люблю. Я с тобой не за шубу».
(вместо шубы смело вставляйте, что кому ближе - бриллианты, Мальдивы, рестораны, машины, платья, сапожки, поклеить обои в квартире у мамы в выходные, цветы. Масштабы разные, принцип один и тот же)
Вот откуда такая ересь в голове у среднестатистической русской женщины любого возраста и региона?
Причина болезни откровенно исторически-православная.
Столетиями наши предки заботились не о том, как жить хорошо, как жить достойно, как жить радостно и легко, они думали о том, чтобы вообще хоть как-то прожить, продержаться, пережить бесконечные беды и опасности, не быть убитым или угнанным в плен, не умереть от голода. И в таких обстоятельствах о справедливости, о счастье, о взаимном уважении не думали. Они не были нужны для выживания, а иногда и откровенно ему мешали.
Православная идея терпения и покорности воле вышестоящего идеально вписалась в эту схему. Терпение и смиренное ожидание – стали основой психики русского человека в целом, и женщины в особенности.
Русское народное женское терпение – смиренное ожидание, что всё равно или поздно наладится само собой. Это привычка принимать унижение или издевательство над своей личностью как нечто естественное и неизбежное.
«Бьет – значит любит»
«Погуляет и перестанет»
«Стерпится – слюбится».
И вот женщины десятилетиями жили в терпении, в ожидании, что жизнь наладится. И дочери их ждали, что наладится, и внучки.. и правнучки…. И прапрапрапраправнучки.
И как-то знаете… не наладилось.
А зачем вообще было ожидать?
Потому что обязательно надо пострадать. Потому что в сознании русского человека не заслуживает счастья человек, который в жизни не хлебнул лиха.
Страдать и терпеть страдание – это такой способ существования женщины в пространстве русской ментальности. Способность терпеливо переносить невзгоды была основой моральной оценки личности в течение столетий. Способность приносить себя в жертву мужу, семье и детям – показатель морального качества женщины. Если думаешь сначала о себе, а о других потом… «да ты ведьма». Что-то с тобой не так, в общем, замуж брать нельзя.
Тяга к страданию – это защитная реакция от отчаяния. Невероятно трудная жизнь может привести женщину к самоубийству, а может привести к тому, что она страдания свои начнет идеализировать, объявит их высоконравственной целью существования. А когда основа нравственности в обществе – ежедневное страдание по принципу «бедненько, но чистенько», то…. жить хорошо становится аморально. Когда какой-то мужик в деревне вдруг начинал жить лучше других, его на аморальность наказывали – травили скотину, жгли амбары с урожаем и тому подобное.
Проблема только в том, что в постоянном состоянии страдания жить невозможно. Дети не родятся, дела не делаются. И русские люди нашли пару-тройку способов от страданий все-таки избавиться.
1) Первый способ – перестать желать того, что не можешь получить.
«Ты что? Я тебе что, деньги печатаю? Ты посмотри, сколько эти туфли стоят! Найдем в три раза дешевле!»
И идут мама с дочкой, и берут другие туфли, пусть и страшненькие, пусть колодка неудобная, зато дешевле не в три, а в пять раз. В общем, «не жили хорошо, не надо и начинать».
2) Второй способ – надежда. Даже когда совсем плохо, и все потеряно, она остается.
3) Третий способ – скромность. Не та, которая основана на высоких духовных качествах личности, а та, которая про «все равны», «не думай что ты лучше других», «не высовывайся». Коллективизм в чистом виде. Если все женщины вокруг несчастны, то и ты скромной будь, довольствуйся тем, что есть.
4) Четвертый способ – фатализм. У всех своя доля, судьбы не избежать, что на роду написано, то и будет. В самом деле, если все предопределено, если жизнь невозможно изменить, страдать как-то легче, смиренно терпеть проще. Так что и стараться изменить свою жизнь уже не надо. Всё равно ведь, «чему быть того не миновать».
P.S. Давайте, вспомним, чему нас учили в школе на уроках литературы? Самый чистый, самый благородный женский образ? Кто вспомнит?
Да-да, это она. Пушкинская Татьяна. Та самая, которая «другому отдана», «буду век верна» и тому подобное. Женщина, которая идеально демонстрирует, как уютно русской женщине в страдании. Сначала она страдала по мужчине, который был к ней равнодушен. Потом она страдала по тому же самому мужчине, который к ней уже неравнодушен.
Любой человек из любой другой страны скажет: «А зачем страдать? Или разводись и живи с любимым, или забудь про Онегина и начинай любить мужа». Выходы есть в любой ситуации. Но жить без страдания русской девушке так скучно, правда ведь?))