К У П Е Ц
- Слышь, Иван, я не продешевил? Как думашь?
Петруха так именно и говорил : «думашь». Лет двадцать назад он служил в армии вместе с пареньком из Горьковской области, а если по-нынешнему – с Нижегородской губернии. Шибко понравились тогда Петрухе эти обрезанные не по-нашенски глаголы: «как ты думашь», «как ты считашь», « как ты стреляшь». И с тех пор, стоило было Петрухе замахнуть лишь пару железнодорожных* рюмок, его прорывало на тот, средневолжский говор.
- А, Иван, как думашь, не продешевил я? Икону-то, может, и подороже можно было продать? А, Иван?!
Иван Егорович в ответ пожал плечами неопределённо. Не нравилась ему эта тема купли-продажи семейных реликвий.
- Иван, ну чего молчишь-то? Ведь ценная икона была? Ты же смотрел, разбираешься…ты ж художник из самой Москвы, а!? Вы же там умные все, и понимаете всё!
- Да она была бесценная, потому что родителей твоих, твоих дедов и прадедов охраняла от бед и нечисти, жилище твоё охраняла!.. Чего тут больше говорить-то, Петь?
- А мне-то чё? Зачем она мне-то? Висит и висит в углу без толку… Молиться, что ли, на неё? Я ж не умею, я ж в пионерах бывал и в комсомол ходил, я ж неверушшой. Между прочим, Иван, ко мне приезжали спекулянты ешшо лет пять назад. Спрашивали, прям из машины не выходя:
- Мужик, доски есть?
А я думаю - какие доски? Нету досок, говорю, одне дрова, да и те кончаются… Уж потом мне и разьяснили, что они, энти робята стриженыё, называют иконы-ти наши – досками!...Представляшь!?
Какой от неё прок, от этой закопчёной доски? И не видно уж ничего там, какая там боженька нарисована? А так, - Петруха похрустел несколькими купюрами хорошего достоинства, - может, и в дом чего прикуплю? А, Иван? Какой видеомагнитофон, может быть? Соню какую? Или там Фунаю подешевше если? Да и кассет заодно с девкам-то голым? Оне там…- ух! Вытворяют! А, Егорыч..?
- Что тебе сказать теперь, раз уж дело сделано,…- вздохнув, ответил рассеянно Иван Егорович, - ну, прикупи в дом… Чего –нибудь…
А дом у Петрухи сгорел от удара молнии в тот же вечер, пока он в соседней Прокопихе обмывал удачную сделку с закадычным корешем Саней.
Теперь Петруха у Сани и живёт. Металлургом работает в свободное время. Потому как собирает в округе металл на знаменитую пятую домну, что в граде Череповце. А свободного времени у него теперь – хоть ж..пой ешь! Совзоз-то давно кони двинул. И не только кони. Всё двинул в тар - тарары.
*Железнодорожная рюмаха (или рюмка) вмещает в себя ¾ советского гранёного стакана
образца 1936 года