Юрий Георгиевич Богатырёв (2 марта 1947, Рига - 2 февраля 1989).
Русский и советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1988).
Родился 2 марта 1947 года в Риге в семье Георгия Андриановича и Татьяны Васильевны Богатырёвых. Его отца, офицера ВМФ СССР, в 1953 году перевели служить в Москву.
- Ведь как аккуратно вешал халат на место! - поражалась мама Юрия Богатырёва Татьяна Васильевна - Кочерга стояла рядом с халатом и не падала! Мы в таких случаях его никогда не будили и только... Потом только спросим: «Ты помнишь?» - «Нет». Cо временем лунатизм у Юрия прошёл сам собой.
С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно- он был не по- мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссёр сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.
Ещё во время учёбы в средней школе Юрий всерьёз увлекся рисованием. В юности это занятие даже помогало ему заработать на жизнь, так как Юрий не любил просить деньги у родителей. Он подрабатывал на археологических раскопках, зарисовывал для учёных найденные «сокровища» – остатки женских украшений, монеты и черепки от глиняной посуды. Впоследствии артисты вставали в очередь, чтобы Богатырёв их нарисовал. Свои работы художник щедро раздаривал - они остались в коллекциях известных актёров кино и театра. «Ни в коей мере я не претендую на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихом к портрету артиста», - писал сам Юрий Богатырёв, явно преуменьшая свои таланты.
После восьмого класса Юрий поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Михайловича Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене. Под руководством Штейна юноша и сделал свои первые шаги по направлению к актёрской профессии: за очень короткий промежуток времени научился читать стихи, прозу, правильно двигаться на сцене, преодолевать стеснение. Владимир Михайлович открыл ему, что он может быть артистом.
Юрий ушёл из училища, поступил в Мастерскую эстрадного искусства на отделение разговорного жанра. Потом оставил и мастерскую. В 1966 году Юрий Богатырёв подал документы в театральное училище имени Щукина и был принят на курс Катина-Ярцева. Однокурсниками Юрия были ребята, ставшие впоследствии знаменитыми актёрами, в их числе: Наталья Гундарева и Константин Райкин. В 1971 году, окончив Щукинское училище, Юрий Богатырёв был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года. Долгое время молодому актёру не доставалось ролей, однако со временем он стал много играть.
Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришёл в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин- Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырёва, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень тёплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актёрское качество. Он понимал, что нельзя всё принимать всерьёз. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».
В кино Богатырёв дебютировал в 1970 году в дипломной работе Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». Тогда же он познакомился с Александром Адабашьяном. Позже Адабашьян рассказывал о Богатырёве: «Я думаю, живопись для Юры была продолжением его профессии. Он рисовал друзей, старушек на улице, чеховских персонажей. Любил гулять по арбатским переулкам и потрясал меня знанием этих мест. У Юры ведь долгое время была красногорская прописка, ему не полагалось общежитие. Поэтому он жил у однокурсника Кости Райкина, а потом переехал ко мне.
Но однажды Юрий Богатырёв все-таки женился. Всё случилось неожиданно. Соседка Богатырёва по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложную жизненную ситуацию. После скандального развода с мужем-режиссёром Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам её должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой. В этот момент Надежда и познакомилась с Богатырёвым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно.
Надежда Серая вспоминала: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжёлую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с ребёнком на руках? Причём Юра хотел ей всё открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроём в крошечной комнате было бы невозможно. Всё откладывали «на потом» – когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастёт и мы подготовим её морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».
Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на «нет». Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырёв так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.
От комплекса "приживалы" придумал себе, что обожает мыть посуду. Когда к родителям приходили гости, умолял маму: «Ничего не трогайте! Я приду и всё перемою!» Никогда не возвращался домой с пустыми руками: то булочки калорийные приносил, то пакетик сушек. Очень трогателен был в общежитии. Работая в «Современнике», он перебрался в театральное общежитие. В котором прожил до получения звания «заслуженного артиста», после чего ему была выделена однокомнатная квартира.
С людьми Юра сходился не сразу. Был сначала ершист, боялся, что его не воспримут, и делал вид, вроде бы оно ему и не очень-то надо. Но стоило человеку отнестись к нему доброжелательно, он сразу «влюблялся». Когда он, работая в «Современнике», «влюбился» в Галину Борисовну Волчек, то каждое утро мыл ей машину. Весь театр думал, что это подхалимаж. Но Юра мог так же «влюбиться» в билетёршу, роли не играло, и тогда тоже дошло бы до мытья полов и ухаживания. В Юре было много детского, и когда он напускал на себя серьёзность, это всё равно прорывалось».
Настоящая известность к актёру пришла после знаменитого фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», вышедшего на экраны в 1974 году, в котором Богатырёв сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова. Позже Никита Михалков часто приглашал в свои фильмы Богатырёва.
Никита Михалков вспоминал о Богатырёве: «Впервые я увидел Юру в спектакле Щукинского училища «Подросток». Это было время показа дипломных работ, и тогда многие театралы ходили специально «на Богатырёва» в роли Версилова. В Юре было необычное переплетение: с одной стороны - мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах, а с другой - такой доверчивый, трогательно ранимый. Однажды, будучи уже знаменитым артистом, он мне звонит и говорит: «Ты можешь себе представить, Никитушка, я стою в очереди в магазине, и никто меня не узнаёт! Ведь сейчас идёт на экране фильм «Два капитана»! Я уж крутился, вертелся, всем показывался и так отстоял всю очередь неузнанным». ...
Мало кто знает, что роль генерала в «Сибирском цирюльнике» была написана для Юры. Когда я читал ему сценарий, он хохотал, хлопал «верхними ногами» (так мы называли его руки), мечтал её сыграть...»
Юрию Богатырёву были подвластны перевоплощения в самых разных героев. В 1979 году вышел фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Актёр видел себя и в роли Обломова, но сыграл, как сам признавался, полную свою противоположность – Штольца.
В 1978 году Юрий Богатырёв сыграл одну из лучших своих ролей в кино — Филиппка в картине Ильи Авербаха «Объяснение в любви».
Всю жизнь Юрий Богатырёв увлекался живописью. В 1989 году должна была состояться первая персональная выставка его картин в Москве, но прошла она лишь после его смерти. Большая часть его живописи исчезла.
Друзья считали его бессеребреником и идеалистом. Деньги у него не задерживались - Богатырёв мог бездумно потратить значительные суммы или дать взаймы, а многочисленные приятели, одолжив деньги у актёра, со временем зачастую "забывали" отдать долг, пользуясь слабохарактерностью Юрия Георгиевича. В последние годы актёр пристрастился к алкоголю, потерял форму, и его стали меньше приглашать в кино. Друзья объясняли это переживаниями актёра по поводу своей гомосексуальности.
У Юрия Богатырёва развилась депрессия, он начал принимать антидепрессанты.
Вечером 1 февраля 1989 года актёр принял перед сном лекарство, а ночью у него случился сердечный приступ. Была вызвана бригада «скорой помощи». Богатырёву был введён клофелин, несовместимый с принятыми накануне антидепрессантами. Это вызвало шок и мгновенную остановку сердца.
Юрий Богатырёв скоропостижно скончался на другой день, 2 февраля 1989 года, не дожив месяц до своего 42-летия.
Актёр был похоронен 6 февраля 1989 года в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Фильмография самых известных сыгранных ролей.
Свой среди чужих, чужой среди своих (Шилов), Раба любви (Владимир Максаков), Неоконченная пьеса для механического пианино (Сергей Павлович Войницев - Серж), Несколько дней из жизни И. И. Обломова (Штольц), Последняя охота (Сергей), Отпуск в сентябре (Анатолий Саяпин), Родня (Станислав Павлович), Мёртвые души (Манилов), Дон Сезар де Базан (Карл II - король Испании).