Несколько лет назад я задался вопросом: если Renault Duster проходимее легковушки, УАЗик проходимее Duster, а какой-нибудь заморский джип проходимее их всех вместе взятых, то какая машина находится на вершине этой пищевой цепочки? Дедуктивный метод отмел все варианты, кроме этого...
Российский вездеход ДТ-30п известен также как «Витязь», и , по моим прикидкам, является искомым членом уравнения. После нескольких лет грез, прошлым летом появилась возможность прокатиться на нем и поплавать.
Такой дом на гусеницах весит 30 тонн и еще столько же берет на борт. Задняя часть, хоть и похожа на прицеп, никогда не отцепляется: она соединена с передним звеном сложным гидроприводом, который обеспечивает излом машины на рельефе и, главное, повороты.
Схема хорошо известна в узких кругах снегоболотоходчиков, но все равно впечатляет изяществом решения.
Груженый «Витязь» тяжелее танка, и рекордно низкого давления на поверхность достичь не удалось. Тем не менее широченные гусеницы позволяют ехать по болотам и снегу — даже босой человек утонет сильнее.
Просвет машины хоть и составляет 40 см, большой роли не играет: зазор между гусеницами узкий и необходимости пропускать что-то промеж траков как правило нет.
Если захочется парконуться на крыше соседской легковушки, можно превентивно задрать носовую часть — «Витязь» якобы преодолевает ступень высотой 1,5 метра. Если же «залочить» межзвенный гидропривод, он способен переехать ров длиной опять же с легковушку.
Совсем уж рвет шаблон, что 30 тонн железа умеют плавать, а потом выползать на берег. Приливная волна такая, что убежать я не успел.
Ах да, и он полноприводный - то есть все четыре гусеницы ведущие.
При виде такой машины начинаются поллюции на тему «вот бы такую в хозяйство», но подобные мысли нужно губить в зародыше. Мне сказали, что цена «Витязя» с завода — 38 млн рублей (делают его в Ишимбае, Башкортостане). Этот подержанный экземпляр стоит примерно 15 млн. Мощность дизеля ЯМЗ под 800 л.с., а расход топлива по бездорожью примерно 3 л/км. То есть наш небольшой тест-драйв сжег легковушечный бак. Я уж молчу про трехметровую ширину, которая исключает езду по дорогам.
А управляется «Витязь», кстати, довольно просто: руль, педали, полуавтоматическая трансмиссия (передачу выбирает водитель, включается сервоприводами). Из необычного только рычажок для «излома» звеньев. Понятно, что нужна сноровка, понимание габаритов и траекторий поворота. Плюс придется изучить назначание кучи кнопок и тумблеров. Но, полагаю, за пару дней практики его можно освоить.
Ощущения от езды странные. Сидишь невероятно высоко, а сами габариты таковы, что выбранное нами поле, представляющее мало-мальский вызов для сопровождающей Toyota Hilux, «Витязю» оказалось настолько по щиколотку, что даже обидно. Если «Хай» пару раз приложился картером, то гусеничный вездеход лишь вздыхал на косогорах да пугал невероятным ходом... нет, не подвески, а кабины. То вверх, то вниз, то влево, то вправо. На серьезном бездорожье «Драмину» лучше принять заранее.
Нет, иметь такую машину не надо. Но если кто-то позовет вас в Заполярье и предложит в качестве транспорта «Витязь», по эмоциональности это будет недалеко от полета в космос.