Пермь-36 расположена в 95 километрах к северо-востоку от Перми в Чусовском районе. По шоссе будет около 120 километров. Здесь, на месте зоны для политических заключенных, примерно лет 20 назад, был создан музей политических репрессий. Разграбленная после ликвидации зона обрела новых хозяев в лице общества "Мемориал".
Однажды летом, бывшая зона для политзаключенных гостеприимно распахнула свои ворота для туристов и либеральной тусовки, съехавшейся на гражданский форум "Пилорама 2011". Последний день форума в этом году знаково совпал с 31-м числом и последним днем существования милиции, но ОМОН никого на Пилораме не разгонял, хотя полиции было очень много и с большими звездочками. Этим еще раз подтверждается правило - на зоне свои законы.
Про эту часть экспозиции на особом режиме у меня был свежий репортаж в рамках первого дня экспедиции "Индустриальное наследие Урала", но коварный Дзен его проигнорил и приходится повторяться. Вместе с тем это и интересно - сравнить содержание экспозиции времен культурной революции и последовавшей за этим периодом реакции.
Весь музей я посмотреть не успел, в основном ограничился особым режимом, где была размещена театральная сцена форума "Пилорама 2011". Собственно ради нее я и поехал на Пилораму не будучи поклонником театра. Об этом в другом посте.
Особый режим вынесен от основной зоны метров на 500 в сторону. В "Пермь-36" большая часть сохранившихся и восстановленных сооружений используется под выставочные площади или сами по себе являются экспонатами. На входе в особый режим посетителей встречает "Нива" современной полиции. Сама полиция неадекватно реагировала на ее фотографирование и просила удалить фотографии крупного плана. Ругаться не стал - удалил, у них и так вечером на концерте психологический надлом случится.
Сам музей оставляет странное впечатление музея из прошлого, т.е. из 90-х. Это в лучшем случае. В худшем - музей похож на какой-нибудь прибалтийский музей "Оккупации" или музей бывшего СССР, как я его себе представляю в исполнении наших ближайших западных соседей.
Больше всего меня поразили стенды, посвященные узникам совести особого режима. 70% из сидельцев начинали свою карьеру в рядах незаконных националистических формирований на территории Западной Украины и Прибалтики в годы Великой отечественной войны и после нее. За что и получили первую ходку в советские лагеря.
Еще один удивительный персонаж - Данило Лаврентьевич Шумук.
Даниил Шумук в 30-е годы был участником украинского движения сопротивления, членом Коммунистической партии Западной Украины (с 1932 года), узником польских концлагерей (1935—1939). Был приговорён к 8 годам заключения за участие в коммунистическом подполье, в 1939 году был досрочного освобождён по амнистии. В 1941 году находился в немецком концлагере для советских пленных.
С марта 1943 года по декабрь 1944 года был членом УПА, за что в 1945 году был приговорён к смертной казни, заменённой 20-летним заключением. Участник Норильского восстания в 3-м каторжном лаготделении. С осени 1967 года Шумук жил в Богуславе Киевской области, работал сторожем в пионерском лагере, дежурным матросом комбината обустройства пляжей в Киеве.
12 января 1972 года Шумук был арестован по обвинению в проведении «антисоветской агитации и пропаганды» . 5-7 июля 1972 года Шумук был приговорён Киевским областным судом к 10 годам лагерей особо строгого режима и 5 годам ссылки. Признан особо опасным рецидивистом. Отбывал наказание в Мордовии. В этом же году отказался от советского гражданства. В заключении был активным участником борьбы за статус политзаключенного и других протестных акций. 1 марта 1980 года Шумук был этапирован в отдел особо строгого режима лагеря ВС-389 / 36-1 (с. Кучино Чусовского района Пермской области), а затем переведён на строгий режим той же зоны, затем — в лагеря ВС-389 / 35.
В 1987 году Шумук выехал на постоянное место жительства в Канаду, а в 2002 году вернулся на Украину. Источник
Как видно, Даниил тюремную карьеру начал еще в польских тюрьмах, сидел в немецком лагере, а потом и в советских лагерях в общей сложности 42,5 года. Умер в 2004 году в возрасте 90 лет (еще раз о пользе соблюдения режима).
Писатель, правозащитник, диссидент, в советское время отсидевший в лагерях в общей сложности более 20 лет, Викторас Пяткус скончался в Литве в возрасте 83 лет (дай бог дожить до таких лет)
Первый раз был арестован в возрасте без 17,5 лет за связь с лесными братьями. В 1953 году освобожден в связи с пересмотром дела, т.к. был осужден как несовершеннолетний. И далее покатился по наклонной плоскости, связавшись с литовскими интеллигентами. В итоге отправился опять в лагеря поправлять здоровье и увеличивать продолжительность жизни.
Балис Гаяускас провел в советских лагерях и тюрьмах 37 лет и скончался в Литве на 92-м году жизни. Еще одно доказательство пользы для здоровья сталинских лагерей, несмотря на то, что именно в Кучино он умудрился получить отверткой в сердце от своего сокамерника, но выжил.
Один из немногих погибших заключенных колонии - Герой Украины Василь Стутс.
12 января 1972 года Василь арестован одновременно с рядом других украинских диссидентов. В сентябре состоялся суд с обвинением по ст. 62 УК УССР «Антисоветская агитация и пропаганда». Отбыв пять лет заключения в Мордовии и два года ссылки в Магаданской области, поэт в сентябре 1979 года вернулся в Киев. Уже в начале 1980 года Стуса задержали во второй раз. Адвокатом Стуса, несмотря на его многочисленные протесты, был назначен молодой юрист В. В. Медведчук, впоследствии украинский политик. Умер в колонии Пермь-36 4 сентября 1985 года после объявленной 27 августа голодовки в карцере. Посмертно реабилитирован в 1990 году. В 1989 году прах Василия Стуса был торжественно перевезён на Украину и захоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Экскурсовод вышибая слезу у посетителей рассказывает душещипательную историю о том, как уголовный элемент (а на деле политический Борис Ромашов) 14 раз ударил отверткой своего сокамерника Балиса Гаяускаса. В общем то дело в тюрьмах обычное и не стоит из этого делать трагедию.
Ни один стенд не раскрывает полностью за что конкретно получил первый срок каждый из персонажей и был ли он потом за это реабилитирован. Подозреваю что нет. Из всего списка скорее всего только Василь Стутс в силу возраста не был замазан в событиях 40-х и пришел в правозащитную деятельность уже в 70-е годы.
В музее в очень небольшом количестве есть и техника в виде пилорамы и классического фургона для перевозки заключенных - автозака. Замечательный "Автозак" было бы неплохо восстановить до ходового состояния, пока еще можно найти запчасти. В таком виде, хоть и покрашенный, он обречен догнивать в углу особого режима.
А ведь идея то хорошая. Шатлы, которые подвозили посетителей "Пилорамы 2011" с шоссе до зоны должны быть не типа "Газель", а типа "Автозак" и с охраной в форме. Это наверное во мне ностальгия заговорила, ехал я когда-то в таком средстве передвижения с последним этапом Сыпучинской зоны.
Ну а это элемент патриотического воспитания.
Покемоны в униформе охранника у автозака и собственно ЗК, разыгрывающие сценку погрузки, своим внешним видом создают ощущение не зоны, а цирка. Интерактив обязательно должен быть, но в историческом музее этот интерактив должен быть историческим, а не клоунским и нести содержательную информацию. Неужели так трудно музею (!) заиметь хотя бы один (а лучше несколько) комплект более менее правдоподобной формы. Собачку бы специально обученную еще в придачу. В идеале, посетителей, выходящих из автозака, внутри периметра должны встречать охранники в форме с автоматами за плечами, с рвущимися с поводков черными сторожевыми овчарками, лай которых должен быть слышен издалека при подходе к зоне (примерно так, как лай латвийских сторжевых собак при проведении Кургана Дружбы).
Вот это было бы сильно и надолго запоминается. Остальное можно будет уже не смотреть.
А то получается что идею интерактивности и анимации (особенно после турецких курортов) слышали все, но до конца довинтить не смогли. И так почти во всем.
Это же все-таки не ВТК, а особый режим. И где головные уборы?
Но все равно, очень хочется видеть детишек на современных патриотических мероприятиях в такой форме. Это я как бы рефлексирую по прошествии 7 лет. В 2011 году на это смотрел еще с недоумением, а сейчас с пониманием.
Я достаточно подробно видел две зоны: Верхотурскую ИТК и Сыпучинскую колонию-поселение. Причем на первой я жил, а со второй выезжал с последним этапом. На обеих было достаточно тяжелое ощущение, а здесь оставалось ощущение декораций или даже... праздника (тут наверное форум свое дело сделал). И это не правильно.
Интерьеры. В жилом бараке особого режима половина камер была жилой, а вторая половина камер с другой стороны коридора представляла собой рабочую зону. Камеры отремонтированы, но они пусты. В рабочей камере на плазме демонстрируется видео с прошлогодней театральной постановки прямо рядом с бараком.
Деталей крайне мало или они не имеют отношения к исторической обстановке. Ни посуды, ни постельного белья, ни личных вещей, ни выключателей от утюгов в рабочей зоне, которые винтили ЗК. Может быть это такая задумка авторов идеи музеефикации - просто пустые камеры. Символично, но их не интересно смотреть.
Двери, новодельные двери на некоторых камерах как картонные двери квартир в панельках 80-х. Нет подлиных вещей, нет деталей. Ведь, если на Верхотурской ВТК мы спали на матрасах и подушках исписанных и изрисованных до сине-фиолетового цвета малолетними узниками, то тут только голые камеры с парашей и остатки нар. Водопровод и канализация не работают даже при наличии трубы.
Снаружи барака легкое запустение. На втором блоке прогулочных двориков рухнуло проволочное перекрытие. Столбики заграждения падают если толкнуть рукой. А ведь на Верхотурской ВТК надо было очень изловчиться чтобы пролезть через периметр даже после ликвидации зоны. Вот еще несколько фотографий особого режима.
На Пилораме 2011 работало много волонтеров. Они всегда были готовы любезно подсказать где что находится, когда и как можно будет покушать и на какое мероприятие лучше сейчас сходить. Как мне сказали, часть волонтеров жила напротив особого режима и разрешили снять их территорию через забор.
Отношение. Сложилось впечатление, что основная масса публики на Пилораме 2011 не понимали где они находятся и только приехали на перфомансы и концерты. Фрики были, но не много. Запомнилась одна чумазая девушка в сарафане, которая одиноко танцевала под Макаревича. Если девушку отмыть и вывести из состояния измененного сознания, то очень даже ничего будет. Девушка под гота и панк с ирокезом. Запах гари от зрителей выдавал особей обоего пола в ночевке у костра. До узников совести похоже никому дела не было. По основной публике - ощущение фестиваля бардовской песни в непривычном месте среди сараев с решетками на окнах и заборов.
Теперь вообще о лагерях-музеях. Лагеря смерти типа Биркенау мы не обсужаем. Но хочется вспомнить Саласпилс в Латвии где до сих пор существует мемориал, построенный еще при СССР. Где каждый барак отмечен на поверхности кладкой из камня. Хочется вспомнить Псков где на территории концлагеря Шталаг 372 и могилах советских военопленных ведется жилищное строительство. А ведь фундаменты лагерных бараков там видны еще подлинные и ничего не мешает их обозначить на местности. Вместо этого застройщик готовится к переносу памятного знака о концлагере, чтобы не смущать жильцов новостроек.
И Пермь-36. То что музей есть, безусловный плюс, но хотелось бы видеть на его месте нечто более сильное как по эмоциональной составляющей, так и по историческому контексту и техническим решениям. Более чем уверен что Пермь-36 перспективна, но ее надо соответствующим образом подвать, а не сводить до колхозного музея. Место то ведь страшное, а если ты не в теме, то смысловаяя нагрузка изчезает и ты просто с любопытством рассматриваешь камеры, как какой-то не вполне завершенный атракцион, который уже потихоньку начинает разваливаться.
И еще, осталось ощущение что даже местный сельмаг абсолютно индифирентно относится к наплыву публики продолжая торговать перловкой, уксусом и дунькиной радостью, вместо того чтобы делать годовой бюджет за три дня.
Из традиционной еды была только каша и гороховый суп из полевой кухни. А где традиционная зэковская баланда? И где можно было попробовать чифиря, черт возьми?
Оригинал поста для обсуждения в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен
#Пермский край #Музеи #Зона