Найти тему
Психолог Саид Абишев

Кинотрюки Л.Гайдая. Часть #03.

Комедия «Кавказская пленница», 1966г.
Режиссер — Леонид Гайдай.
Стык двух эпизодов фильма.

Один из мощных приемов кино - метафоры, образовываемые визуальными решениями.

Перед просмотром видеоразбора из фильма "Кавказская пленница", вернемся к фильму "Иван Васильевич меняет профессию" (см.ссылку в конце статьи) и вспомним известный эпизод - управдом Бунша, выпав из советского продуктового аскетизма в царское изобилие, алчно тянется к какой-то невиданной вкуснятине:

-2

И мы ждем в следующем кадре кулинарную удачу управдома.

И действительно, следующим кадром — подхватывающее движение крупного плана руки с не по-советски дорогим перстнем…

-3

... но достает она - тощенькую кильку из обычной советской консервной банки и, оказывается, это уже рука настоящего Ивана Грозного, который с видимым удовольствием ест несчастную рыбешку!

-4

Тонкий переход "по движению" - не просто демонстрация умения применить непростой прием сохранения движения на стыке двух кадров.

-5

Переход нагружен несколькими смыслами:

— соблюдено неразрывность действия по принципу "а в это время" - не смотря на очевидный парадокс происходящего в двух разных "временах";

— на рифмованном движении руки сюжет плавно переходит из одного эпизода в другой, получая ускорение, в следующем кадре рука идет вверх, визуально подхватывая сюжет и продолжая повествование;

— подчеркивается еще один парадокс — обычный советский гражданин как царь и царь, как обычный советский гражданин; парадокс подчеркивает комизм происходящего.

Есть еще один нюанс.

Настоящее искусство четко определяется одним неспешным, но точным признаком - оно переживает свою эпоху: о нем будут говорить потомки современников автора.

В этом прекрасном критерии есть существенная уязвимость - уходят контексты времени, в котором было создано произведение, и которые уже необходимо объяснять молодым поколениям зрителей - не заставших советских реалий.

Леонид Иович Гайдай на опыте одного из первых своих фильмов знал, насколько опасны прямые сатирические высказывания в сторону происходящего в стране, и, тем не менее, не упускал случая проявить свой сарказм, проявляя при этом и остроумие, и тонкость игры смыслов.

Советские продуктовые магазины в некоторые периоды имели очень неширокий ассортимент, но баклажанная икра и килька была всегда во всех ее видах.

Вкус кильки откровенно навяз, но, в отсутствии выбора, часто именно она становилась настоящим спасением стола. Именно поэтому консервная банка с незамысловатой рыбешкой и была единственной едой в аскетичном доме героя фильма -молодого инженера Шурика.

И реплика о заморской, но баклажанной икре - это, как раз и есть одно из таких проявлений едкого, хорошо рифмующегося с булгаковским юмором, сарказма Л.Гайдая.

И это всегда вызывало такой же саркастический хохот в залах. Публика одобрительно воспринимала такие шутки, а после фильма к баклажанной икре намертво прилипло определение "заморская", а килька на столе вызывала эпитет "царский обед".

При всей очевидности сатиры, чиновники от кино не имели "прямых улик", придраться было невозможно, и эпизод - со скрипом и боями - но остался в фильме!

Еще одно поступление в копилку киногурманов и киноэстетов.

Царь вышел на балкон:

- Лепота!

В этом кадре режиссер, несомненно, отвесил уважительный - с большим пиететом и фирменным гайдаевским юмором - поклон старшему коллеге, сравните этот кадр с другим - из фильма "Иван Грозный" С.Эйзенштейна.

-6

Для самых киногурманов - видеоразбор еще одного эпизода из фильма "Кавказская пленница", прекрасный пример образования метафоры из визуальной рифмы, настоящий мастер-класс такого приема от мэтра комедийного жанра.
А в конце видео узнаете, какой скрытый смысл режиссер заложил в ключевом эпизоде своего известного фильма «Кавказская пленница».

Прошлые публикации:
Кинотрюки Л.Гайдая. Кавказская пленница. Падение Шурика.

Кинотрюки Л.Гайдая. Иван Васильевич меняет профессию.Танцы с разоблачениями.