2 февраля в московской Gary Tatintsian Gallery открылась выставка британского современного художника Мэта Коллишоу. Это он вместе со своим другом Дэмьеном Хёрстом был одним из основателей и лидеров движения Young British Artists. Центральными в творчестве Коллишоу стали темы иллюзии и желания, а сам художник признается, что его воображение питают «события из прошлого». Рассказываем, на какие работы московской выставки Мэта Коллишоу следует обратить внимание и что он ими хотел сказать.
— Британец Мэт Коллишоу — представитель возникшего в 80-е годы XX века художественного движения Young British Artists (YBA). Его историю принято отсчитывать с 1988-го и выставки Freeze, устроенной тогда в пустом здании лондонского порта Дэмьеном Хёрстом. На ней представили работы студентов колледжа Голдсмит, отличавшегося новаторским подходом в обучении. В отличие от других арт-школ, сюда брали тех, кто не умел рисовать и писать красками. Выпускником колледжа был и Мэт Коллишоу, который там познакомился и подружился с Хёрстом.
— Визитной карточкой Мэта Коллишоу считается работа «Bullet Hole». Ее художник впервые показал как раз в 1988 году на выставке Freeze. Несмотря на название, художник изобразил не пулевое отверстие, а рану, нанесенную ножом для колки льда. Рисунок Коллишоу позаимствовал из учебника по патологиям, а затем многократно его увеличил. Работа «Bullet Hole» также обозначила вектор, который выбрали для себя «Молодые британские художники» — демонстрацию порой отвратительных, шокирующих и провоцирующих образов.
— В 2015 году журнал GQ включил Мэта Коллишоу в число 50 самых стильных мужчин Британии. «Не так легко найти художников с таким чувством стиля, которое сумеют разделить простые смертные. Обычно артисты имеют склонность к образам из фрик-шоу. Мэту комфортно с самим собой. Он, очевидно, прилагает усилия, но не слишком много», — отмечал тогда ювелирный дизайнер Стивен Вебстер.
— На московской выставке арт-объекты Мэта Колишоу разместились в трех залах галереи. Один из них полностью отдан работе «All things fall», а при входе в зал висит табличка с предупреждением для страдающих эпилепсией. Работа, при первом взгляде напоминающая карусель, представляет собой зоотроп — устройство для демонстрации движущихся объектов. Всего для «All things fall» Коллишоу создал 300 фигур. Они запрограммированы вращаться со скоростью 60 оборотов в минуту, а синхронизированные с ними светодиодные лампы мигают 18 раз в секунду. «All things fall» — попытка художника «оживить» библейский эпизод с истреблением младенцев в Вифлееме. Эту работу критик Вальдемар Янушчак назвал не чем иным, как «современным шедевром, возвращающим зрителей к вопросам древнейших социальных конфликтов».
— Также отдельный зал заняла инсталляция «Черное зеркало». Она, как и «All things fall», содержит отсылки к историческим сюжетам. В зеркалах, обрамленных черным муранским стеклом, всплывают образы Святого Себастьяна и Андромеды. Анимированные фигуры оживают, а воспроизведение знаменитых сюжетов стирает границу между реальным миром и царством классической живописи.
— Одна из последних по времени создания работ Коллишоу — «Альбион» 2017 года. Она представляет собой масштабную проекцию знаменитого дуба из Шервудского леса. По преданию, именно он служил укрытием Робину Гуду. Еще в викторианскую эпоху дерево-долгожителя стала поддерживать специальная система стальных лесов. Мэт Коллишоу отсканировал дерево и сделал его проекцию. С одной стороны, художник создал иллюзию жизни старинного дуба, ведь тема иллюзий является одной из ключевых в его творчестве. А с другой, дал редкую возможность увидеть знаменитое тысячелетнее исчезающее дерево.