Найти в Дзене

Удивительная история Матильды Кшесинской: как балерина повлияла на российскую монархию

Оглавление

Удивительная история потомственной балерины и куртизанки, сумевшей привлечь внимание царя Николая II и не обделить вниманием нескольких великих князей 19-го века.

Частая виновница дворцовых скандалов постоянно находилась в водовороте политических интриг вокруг императорской семьи.

Женщина, которая оставила след в истории не только как талантливая иждивенка, показав всем высочайший уровень умения подстраиваться под течение невероятных событий своего времени, но и как одаренная балерина и преподаватель танцев.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал: zdorovna100 - лучшие статьи о ЗОЖ

Краткая биография

Матильда-Мария Феликсовна Кшесинская, также известная как Светлейшая Принцесса Романовская — Красинская (с 1935 года), родилась 31 августа 1872 года, была польской балериной, жившей в царской России. Ее отец Феликс Кшесинский и оба брата танцевали в Санкт-Петербурге. Фаворитка будущего русского царя Николая II, а затем и жена родственной коронованной особы – великого князя Российского Андрея Владимировича.

Ранняя жизнь

Кшесинская родилась в Лигово, недалеко от Петергофа. Как и вся ее польская семья, Матильда вышла из Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге в составе Имперского Балета.

Девушка дебютировала в Императорском Балете во время дипломного спектакля в 1890 году с участием императора Александра III и остальной частью императорской семьи, в том числе будущего Николая II. На ужине после концерта император разыскал молодую балерину и сказал ей следующее «будь славой и украшением нашего балета». После этого судьбоносного вечера карьера молодой балерины взлетела на недосягаемый уровень.

Прима балерина

В 1896 году Матильда получила звание Прима — балерины Санкт — Петербургских имперских театров. Старый маэстро Мариус Петипа не согласился на присвоение Кшесинской такого титула и выразил свое недовольство самой танцовщице и всему императорскому окружению. Хотя новоиспеченная прима и обладала необычайным даром выдающей танцовщицы, она получила титул главным образом через свое влияние в Императорском дворе.

Отношения с Петипа

Петипа позволил Кшесинской играть лишь небольшое количество главных ролей, так как считал фавориткой этого балета превосходную итальянку Пьерину Леньяни. Несмотря на то, что Мария могла командовать высшими чинами в театральных программах и присутствовать практически на всех плакатах, ее усилия по получению главных ролей всегда срывались Петипа. Ведь его авторитет над художественным направлением Императорского балета не оспаривался даже самим Императором. Среди немногих ролей, созданных Кшесинской лично, были Флора в Ле Ревеле де Флоре (1894) и Коломбина в Арлекинаде (1900).

Несмотря на то, что Петипа очень уважал Кшесинскую как танцовщицу, он полностью презирал ее как человека, нередко упоминая девушку в своих дневниках как «эту мерзкую свинью».

Однако, он выбрал ее для главных ролей во многих последних перепостановках старых мастеров. Он часто разрабатывал сложную хореографию именно для ее исполнения. Сложность исполнения каждой роли увеличивалась в разы, если партия готовилась для Кшесинской.

Новый руководитель

В 1899 году князь Сергей Волконский стал директором Императорских театров. Хотя он занимал эту должность только до 1902 года, он достиг многого. Сергей Дягилев был его непосредственным помощником, и Волконский доверил ему публикацию ежегодного Императорского театра в 1900 году.

-2

В этот период в театрах появились новые имена, такие как Александр Бенуа, Константин Сомов и Леон Бакст. Однако, Волконский был вынужден отправить Сергея в отставку после того, как он столкнулся с Кшесинской, когда та отказалась носить пантеры костюма 18-го века в балете «Ла Камарго».

Знакомство с царем

Кшесинская знала будущего правителя Николая II с 1890 года, когда он был великим князем. Ей было всего семнадцать, когда она встретила Николая в присутствии всей царской семьи после окончания учебы. Отношения продолжались три года, пока Николас не женился на принцессе Аликс из Гессен-Дармштадта – будущей императрице Александре Федоровне (в 1894 году, вскоре после смерти его отца, царя Александра).

Два великих князя

Скандалы и слухи вокруг ее имени только приумножились, когда Матильда вступила в интимную связь сразу с двумя великими князьями семьи Романовых: Сергеем Михайловичем и его двоюродным братом Андреем Владимировичем. В 1902 году она родила сына Владимира. Позже он был назван признанным князем Романовским — Красинским, но при этом точно не знал, кто его отец.

Коучинг Павловой

Один из самых известных просчетов произошел, когда, будучи беременной в 1902 году, Мария тренировала Анну Павлову Карсавину в роли Никии в Ла Баядере. Она считала Павлову технически слабой и даже не подумала, что другая балерина сможет ее выставить. Вместо этого зрители были в восторге от хрупкой, подтянутой, невероятно привлекательной Павловой, и родилась звезда.

Кто из звёзд развелся в 2017 – скандалы и взаимные обвинения
Ким Кардашьян снова удивила своих подписчиков пикантными фотографиями
Анна Седокова наконец-то поделилась фотографиями своего сына

Другой печально известный случай произошел в 1906 году, когда желанная роль Кшесинской Лизы, в постановке Петипа Ла Филле Мал Гарде, была передана Ольге Преображенской. Одной из особенностей этой постановки было использование живых цыплят на сцене. После измены Преображенской в начале первого акта Кшесинская открыла двери в курятники, и, при первой ноте музыки, цыплята полетали по сцене. Тем не менее, Преображенская довела вариацию до конца, и получила бурю аплодисментов, к большому огорчению Кшесинской.

В 1960 году Матильда Кшесинская опубликовала автобиографию «Сувениры де ла Кчесинска» (издана на английском языке как «Танцы в Санкт-Петербурге: Воспоминания Кшесинской). В последующие годы она испытывала финансовые трудности, но оставалась несломленной. Умерла знаменитая балерина в Париже, за восемь месяцев до ее 100-летия.