Найти тему
О наболевшем!

Ксения Собчак против устаревшего школьного образования

В СССР и России всегда гордились нашим образованием. Однако в последние годы все изменилось

Начиная с 2014 года в России растет количество людей, считающих российское школьное образование плохим. Также быстро увеличивается число тех, кто считает, что образование становится хуже с каждым годом. Это отражается и в международных рейтингах. Так, в рейтинге эффективности национальных систем образования Россия занимает 34-е место из 50. Наша школа переживает не лучшие времена. И главная ее проблема в том, что наше школьное образование морально устарело и отстало от жизни. Советская школа опиралась на потребности индустриальной экономики и делала упор на воспитание дисциплины, способности подчиняться и выполнять шаблонные и рутинные действия. Однако мир с тех пор сильно изменился. Россия стремительно перешла к постиндустриальной экономике, а скоро перейдет и к информационной.

Сегодняшний мир требует, чтобы школа готовила не человека для конвейера, а творческую, динамичную личность, которая быстро адаптируется к новым условиям, самообразовывается, умеет искать и проверять информацию, сотрудничать и работать в команде. Всем этим навыкам российская школа не учит. Не изменилось главное — подход. Школьники по-прежнему изучают предметы по программам, которые не связаны между собой и иногда устаревают быстрее, чем успевают разработать и напечатать учебники. Не успевают за изменениями и российские учителя — сейчас только 16% из них умеют пользоваться компьютером! Это притом, что нынешние школьники почти полностью погружены в мир интернета и новых технологий.

Отставание российского образования от времени — глобальная проблема. Ее следствие — приход в экономику низкоквалифицированных кадров, а в общество — неподготовленных, безынициативных граждан. От этого экономика теряет свою динамику, производительность и эффективность. И, как следствие, люди становятся беднее, зарабатывают меньше и живут хуже, чем могли бы. Наше отставание надо преодолевать. Но образование не является приоритетом нашего правительства. С 2013 года расходы федерального бюджета на образование планомерно снижаются: с 897 млрд рублей в 2013 году до 515 млрд в 2019-м. В целом на статью «Общее образование» расходы сократятся в девять раз. А на «Высшее образование» — в полтора раза.

Недостаток финансирования образования приводит и к низкой оплате труда педагогов и учителей. Средняя зарплата учителя в России, по официальным данным, — 33 000 руб. Но мы ведь понимаем, что такое средний показатель по стране. На самом деле обычные учителя, например в Кирове, получают в среднем 18 000 руб. А средняя зарплата учителя в Пензе к концу 2017 года упала до 8000 руб. Очень часто хорошие педагоги просто уходят из школы: зарплаты низкие, нагрузка огромная, а профессия с каждым годом теряет свой престиж. Учитель постоянно находится как под административным давлением, так и под давлением родителей. Ему приходится выполнять огромное количество бумажной и бюрократической работы, которая не имеет отношения к качеству образования, а нужна только чиновникам из департаментов. И каждый учитель знает, что эти отчеты — формализм, очковтирательство, ложь.

Школы и классы переполнены! Подушевое финансирование привело к тому, что детей в школах набито как сельдей в бочке! Уже стало нормой, что в классе учится 30 учеников, а во многих школах, как, например, в школе № 4 города Сочи, — 45! Укрупнение школ привело к появлению классов «Ф» и даже «Я» (помимо обычных «А», «Б», «В») и к падению уровня образования в целом. Неправильно и то, что школа из бесплатной постепенно становится платной, а с родителей берут деньги за охрану, учебные пособия, уборку, ремонт и дополнительные занятия.

-2

Важная проблема нынешней школы — вмешательство Русской православной церкви в ее дела. По Конституции Россия является светским государством и школа должна быть отделена от религии. Однако Министерство образования усиленно внедряет в школы обязательный курс «Нравственные основы семейной жизни», написанный священником и монахиней. А в 571-й московской школе проводится молебен и ее окропляют святой водой. Молебен проводится и в тамбовской государственной школе-интернате, где священник рассказывает детям о необходимости «жить с верой в Бога». А департамент образования города Москвы только что провел конкурс на «лучшее оформление московских школ к Новому году и Рождеству Христову».

-3

В СССР и России всегда гордились нашим образованием. Однако в последние годы все изменилось

Начиная с 2014 года в России растет количество людей, считающих российское школьное образование плохим. Также быстро увеличивается число тех, кто считает, что образование становится хуже с каждым годом. Это отражается и в международных рейтингах. Так, в рейтинге эффективности национальных систем образования Россия занимает 34-е место из 50. Наша школа переживает не лучшие времена. И главная ее проблема в том, что наше школьное образование морально устарело и отстало от жизни. Советская школа опиралась на потребности индустриальной экономики и делала упор на воспитание дисциплины, способности подчиняться и выполнять шаблонные и рутинные действия. Однако мир с тех пор сильно изменился. Россия стремительно перешла к постиндустриальной экономике, а скоро перейдет и к информационной.

Сегодняшний мир требует, чтобы школа готовила не человека для конвейера, а творческую, динамичную личность, которая быстро адаптируется к новым условиям, самообразовывается, умеет искать и проверять информацию, сотрудничать и работать в команде. Всем этим навыкам российская школа не учит. Не изменилось главное — подход. Школьники по-прежнему изучают предметы по программам, которые не связаны между собой и иногда устаревают быстрее, чем успевают разработать и напечатать учебники. Не успевают за изменениями и российские учителя — сейчас только 16% из них умеют пользоваться компьютером! Это притом, что нынешние школьники почти полностью погружены в мир интернета и новых технологий.

Отставание российского образования от времени — глобальная проблема. Ее следствие — приход в экономику низкоквалифицированных кадров, а в общество — неподготовленных, безынициативных граждан. От этого экономика теряет свою динамику, производительность и эффективность. И, как следствие, люди становятся беднее, зарабатывают меньше и живут хуже, чем могли бы. Наше отставание надо преодолевать. Но образование не является приоритетом нашего правительства. С 2013 года расходы федерального бюджета на образование планомерно снижаются: с 897 млрд рублей в 2013 году до 515 млрд в 2019-м. В целом на статью «Общее образование» расходы сократятся в девять раз. А на «Высшее образование» — в полтора раза.

Недостаток финансирования образования приводит и к низкой оплате труда педагогов и учителей. Средняя зарплата учителя в России, по официальным данным, — 33 000 руб. Но мы ведь понимаем, что такое средний показатель по стране. На самом деле обычные учителя, например в Кирове, получают в среднем 18 000 руб. А средняя зарплата учителя в Пензе к концу 2017 года упала до 8000 руб. Очень часто хорошие педагоги просто уходят из школы: зарплаты низкие, нагрузка огромная, а профессия с каждым годом теряет свой престиж. Учитель постоянно находится как под административным давлением, так и под давлением родителей. Ему приходится выполнять огромное количество бумажной и бюрократической работы, которая не имеет отношения к качеству образования, а нужна только чиновникам из департаментов. И каждый учитель знает, что эти отчеты — формализм, очковтирательство, ложь.

Школы и классы переполнены! Подушевое финансирование привело к тому, что детей в школах набито как сельдей в бочке! Уже стало нормой, что в классе учится 30 учеников, а во многих школах, как, например, в школе № 4 города Сочи, — 45! Укрупнение школ привело к появлению классов «Ф» и даже «Я» (помимо обычных «А», «Б», «В») и к падению уровня образования в целом. Неправильно и то, что школа из бесплатной постепенно становится платной, а с родителей берут деньги за охрану, учебные пособия, уборку, ремонт и дополнительные занятия.

Важная проблема нынешней школы — вмешательство Русской православной церкви в ее дела. По Конституции Россия является светским государством и школа должна быть отделена от религии. Однако Министерство образования усиленно внедряет в школы обязательный курс «Нравственные основы семейной жизни», написанный священником и монахиней. А в 571-й московской школе проводится молебен и ее окропляют святой водой. Молебен проводится и в тамбовской государственной школе-интернате, где священник рассказывает детям о необходимости «жить с верой в Бога». А департамент образования города Москвы только что провел конкурс на «лучшее оформление московских школ к Новому году и Рождеству Христову».