Правда ли, что мирное население сделали "живым щитом" во время Сталинградской битвы
В середине лета 1942 года основным направлением удара Вермахта стал Сталинград. Гитлер не случайно стремился к захвату этого города. Благодаря захвату Сталинграда немцы смогли бы перерезать важнейшие наземные и водные пути, связывающие центр СССР с южными районами, а также создать плацдарм для наступления на Кавказ и Закавказье. Кроме того, огромно идеологическое значение кампании - овладеть городом, который носит имя Сталина, было для фашистов делом принципа.
Немецкие войска продвигались стремительно. Красная армия не успевала оказывать сопротивления. 23 августа 1942 года ударная группировка немцев после форсированного марша прорвалась к Волге у северных окраин Сталинграда, начались бои на территории города. Несмотря на обстрел, в одном километре от линии фронта (!!!) продолжал работать Сталинградский тракторный завод. Танки Т-34 из заводских цехов выходили прямо в бой: некрашеные, недоукомплектованные…
Население Сталинграда летом 1942 года превышало 400 тысяч человек – большую его часть составляли женщины и дети, так как мужчины были мобилизованы в действующую армию. К концу августа было эвакуировано менее четверти из них! Основная часть мирного населения оставалась в городе, участвуя в подготовке к обороне: рыли окопы, сооружали противотанковые заграждения, работали на заводах…
В современной исторической науке существует мнение, что Сталин намеренно запретил эвакуацию мирного населения из Сталинграда, несмотря на явную угрозу их жизням. Якобы Сталин не хотел подрывать престиж города и порождать панику, намеренно бросая сотни тысяч женщин и детей «живым щитом» на оборону города. Так ли это? Обратимся к рассекреченным документам об обороне города.
«На 4 августа на правом берегу Волги в районе Дубовки скопилось 50 тыс. голов скота, 18 МТС с машинами и 500 тракторов, в районе Горного Балыклея – 25 тыс. голов скота, 10 МТС с сельскохозяйственными машинами и 350 тракторов, в районе Каменного Яра – 60 тыс. голов скота, 14 МТС с машинами и 400 тракторов. В ближайшие дни ожидалось к переправе около 1400 голов скота», - данные Государственного Архива Волгоградской области (ГАВО).
Как видим, имеющиеся переправы были загружены полностью. Стояла острая задача эвакуации запасов хлеба, поголовья скота, сельхозтехники… Переправ для беженцев просто не хватало. При этом недостаток переправ был вызван еще и недостаточной подготовкой эвакуации со стороны местных организаций и органов власти.
Документы свидетельствуют: подготовкой эвакуации просто не занимались.
20.08.1942 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СТАЛИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ.
Сообщаю, что мною произведена проверка выполнения постановления Сталинградского ГОКО и Военного Совета Фронта по строительству переправ предприятиями и учреждениями города Сталинграда. Проверка показала, что большинство предприятий и организаций данное мероприятие недооценивают и постройкой переправ не занимаются. На правом берегу причалы начаты строительством, но не закончены, а завод № 264 не приступал. На левом берегу нет ни одного причала. Зам. командующего по Тылу Юго-Восточного Фронта просил передать Вам о принятии мер по ликвидации благодушия среди предприятий и организаций по постройке паромов и довести до сведения предприятия и организации на которые возложено строительство переправ, что в случае необходимости военные переправы для эвакуации гражданского населения представлены не будут. Прошу дать указание выделить ответственное лицо, которому поручить заниматься строительством имея тесную связь с Управлением Автотранспортной и дорожной Службы ЮВФ.
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ АДС ЮВФ
ВОЕННЫЙ КОМИССАР УАДС ЮВФ
ПОДПОЛКОВНИК /СТЕПАНОВ/
СТ. БАТАЛЬОННЫЙ КОМИССАР /КРЮМИН/»
«Ликвидировать благодушие!» Иначе говоря, это местные органы власти проявили халатность, своевременно не подготовив эвакуацию мирного населения, и «кровожадный Сталин» тут вовсе не при чём.
Благодаря ожесточенным контрударам Красной Армии, в конце августа и первой половине сентября удалось выиграть хоть какое-то время для организации эвакуации населения Сталинграда через Волгу. Конечно, не обходилось без потерь. Переправы постоянно подвергались воздушным налётам фашистских штурмовиков и артиллерийским обстрелам.
«До конца августа я работала на Тракторном заводе. Мужа, Ивана Даниловича, призвали еще в 1941 году, наша переписка прервалась. У меня на руках была маленькая дочка, в 1942 ей исполнилось четыре года. Об эвакуации нам объявили утром, во время рабочего дня. Это был один из последних дней августа. Немцы уже стояли у границ города, обстреливая завод и окраины из танков и пушек. На сборы мне дали несколько часов. Схватив первые попавшиеся вещи и собрав дочку, я побежала на пристань. Паромы отходили один за одним. Над переправой постоянно кружили немецкие самолеты – одни прилетят, сбросят бомбы, улетят, и вместо них сразу прилетают другие. Полное небо немецких самолётов – и ни одного нашего! Когда мы были на середине реки, в паром впереди нашего попала бомба. Наверное, там все погибли», - вспоминала жительница Сталинграда Евдокия Ремизова, эвакуированная в 1942 году в Нижний Тагил.
К октябрю 1942 года большая часть мирного населения Сталинграда была эвакуирована. Впереди были многие месяцы ожесточенных боев. Улицу за улицей, дом за домом отстаивали бойцы Красной Армии. Советский Союз понёс в Сталинградской битве колоссальные потери: более 1 млн 100 тысяч человек! Однако величайшее сражение Второй мировой завершилось разгромом фашистов: окружением 6-й армии Вермахта во главе с фельдмаршалом Паулюсом. В плен сдались более 2500 офицеров и 24 генерала Вермахта. В войне наступил коренной перелом.
2 февраля в России отмечается День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Слава нашим героям! Вспомним и о мирных жителях Сталинграда, женщинам и детям, которым выпало такое нелегкое испытание.
Дорогие читатели нашего канала! Поздравляем вас с праздником! Подписывайтесь на канал "Такая История", и мы продолжим удивлять вас малоизвестными, интересными и рассекреченными данными из отечественной и мировой истории.