На днях мы побывали в посёлке Билимбай. В своё время это был единственный завод на Среднем Урале принадлежавший клану Строгановых. Наверное, об этом можно только пожалеть — я имею в виду, что только один.
Демидовы, от которых так тащится наш губернатор Россель были хищниками. На дармовом труде крепостных строили заводы, по быстрому вырабатывали близ лежащие залежи бурого железняка, сводили леса, после чего продавали. Фактически, длительное время представителям этой семейки принадлежало всего несколько заводов, близ которых были очень большие залежи железа — это Нижний Тагил и Гороблагодатский округ. Реально надо гордиться и чествовать представителей других династий — Турчаниновых-Соломирских и Яковлевых. Но вернёмся к Билимбаю.
Да и водонапорная башня хранит приметы того времени
Дальше наш путь лежал по мосту через реку Чусовая. Выше по течению от нынешнего моста из воды торчат сваи Строгановского моста. Построен он был, по моим предположениям, поскольку данных я не нашёл, в конце 19 века. Надо же было как-то добираться до станции Билимбай. До этого от завода до станции Тарасково (так в те времена называлась нынешняя станция Таватуй) была проложена лежнёвка. Это обычная железная дорога, локомотивом на которой работали лошади.
в 20-х числах июля 1918 года белая армия заняла Билимбаевский завод. Последними покидали его рабочие дружинники. Около моста через Чусовую их настигли и ликвидировали.
Второй мост, немного ниже по течению, построили, по моим предположениям, в конце 20-х годов. Тогда для перевозки грузов от станции до завода провели узкоколейную конно-железную дорогу длиной три с половиной км. Одна лошадь по такой дороге могла везти груз весом до 8 тонн. Вряд-ли деревянный мост мог такое выдержать.
Современный мост, по которому мы прошли, был построен году в 71-м, благодаря тому, что в середине 50-х Билимбаевский завод был объединен со Старотрубным, а билимбаевский сельский район был поглощён Первоуральском.
Но вот мы и на улице Ленина, вытянувшейся вдоль старого Московского тракта и насчитывающей около трехсот домов.
Очевидно, в своё время его украшали чугунные перила, сейчас страшная стенка из шлакобетона.
А теперь надо подняться немного наверх, до дома № 90 и по улице Первомайской выйти к останкам чугунолитейного цеха. Но вначале ещё один исторический экскурс.
В те времена без воды заводы работать не могли. И здесь завод построили на речке Билимбаихе. Трудно сказать, что было вначале — то ли поселок назвали по речке, то ли наоборот.
Обычно у нас фактическим днем города считается тот день, когда начинал работать завод, при котором этот будущий город возникал. На Билимбаевском заводе первый чугун был выдан 17 июня 1734 года.
Было построено два основных здания — доменный и кричная фабрика. На домах руду плавили, а крицы — это полуфабрикат для переделки в высококачественное железо.
Кстати, с переделками Чугунолитейный завод просуществовал до 1932 года, почти до своего 200-летия. На его базе были созданы три новых предприятия: труболитейное, термоизоляционных материалов и ремонтно-механическое.
Сейчас этот цех служит свалкой для мусора.
Территория бывшего доменного производства ограждена забором. Впрочем, со стороны пруда одна плита отсутствует, так что можно свободно зайти, чтобы сфотографировать доменную трубу.
В Билимбае первначально улицы названий не имели. После того, как посёлок расширился, у его частей появились названия. Квартал старой застройки, что располагался на берегу пруда, называли Конторским (или Правленским), так как там находилась контора управления заводом.
По воспоминаниям местных жителей, в начале 20-го века, на территории, примыкавшей к конторе существовал «Правленский сад». «Чистый. зеленый, с посыпанными дорожками, фонтанчиками, летним театром, танцплощадкой и с лодочной станцией. Танцевали под духовой оркестр»
Сейчас всего этого нет. Из воды торчат сваи от бывшей лодочной станции. Сам берег захламлен, пробки, бутылки, банки, полиэтиленовые пакеты.
Однако территория бывшего сада была выкошена от зарослей крапивы и лопухов. Сколько их было можно мы судили по нескольким огромным кучам и по сохранившимся зарослям по соседству.
Пока же сад представляет из себя грустное зрелище.
А местные историки, которым желтизна не нужна, утверждают, что эту церковь, заложенную в 1820 году, строили по проекту ведущего уральского архитектора Ивана Свиязева. В отличие от «московских» церквей, это, действительно, был первый в епархии, «петербургский» храм.
Строилась церковь быстро, а вот достраивалась долго. Завершила композицию трехъярусная колокольня, надстроенная на западный портик в 1873-1879 годах. Сейчас от неё осталась только закладная плита.
Сохранились чугунные капители, отлитые здесь же, на заводе.
А вот само здание, несмотря на то, что было оно передано РПЦ еще в 1994 году, до сих пор смотрится страшновато. Иерархи церковные, дорвавшись до власти, стали жить красиво, не пожелав отстегнуть копеечку на божье дело.
Впрочем, и местные попы — тоже хороши. В здании церкви в годы войны находились вертолетчики. Здесь был завод по ремонту автожиров и геликоптеров. БИ-1 создавали по соседству.
А вот доска рядом с церковью про это молчит, ведь реактивный самолет лучше раскручен и привлечет больше посетителей.
Источник: Вечный Странник