В праздничные дни решили прокатиться вдоль реки Чусовой, посмотреть на знакомые уже давно места, да посмотреть новые. Снег ещё не выпал, да и ночи ещё не сильно холодные (до -4) поэтому поехали на два дня. Но перед Чусовой решили съездить в село Сылва, куда мы давно хотели, чтобы совместить как культурно-исторические достопримечательности, так и природные.
Основное производство Сылвинского завода было листопрокатное. Во время войны с Наполеоном здесь отливались пушечные ядра, сабли, ружья. Сылвинское «глянцевое» железо обладало высоким качеством – бывало, что толщина листа равнялась толщине папиросной бумаги. Железо вывозилось за границу, а в 1897 году на выставке в Париже оно получило высокую оценку, за что заводу была выплачена премия.
Сылвинский завод в середине XVIII века был передан графу П.И. Ягужинскому в «партикулярное содержание». С 1778 года заводом владел Савва Яковлев, а потом его потомки.
Остатки завода.
Работа в Сылвинском заводе остановилась в 1910 году». (По материалам статьи Владимира Турбасова, «УС» №9 , 2005 г.).
На берегу пруда, рядом с плотиной в 1855 году была построена Сретенская церковь. В 1933 году церковь была закрыта и в ней расположился сельский клуб.
На высоком холме посреди села расположился обелиск в память о смутных временах начала 20 века.
Во время Гражданской войны здесь проходил фронт, шли свирепые бои, село несколько раз переходило от одной воюющей стороны к другой, то к белым, то к красным.
Вокруг памятника впоследствии образовалось небольшое кладбище, мы подумали, что на нём хоронили известных в каких-то делах жителей села в разные времена.
О том, что во времена Гражданской войны здесь погибло немало людей напоминают ещё несколько братских могил в окрестностях села.
Ознакомившись немного с селом едем дальше по нашему маршруту.
Мы едем дальше в сторону села Чусовое.
По дороге нам приглянулась одна дорожка и мы решаем её проверить. Лесная дорога привела нас к заброшенному кордону. От которого мало что осталось — развалины сруба на холме и остатки забора.
Если мы бы проехали дальше ещё 5 км по лесу, то могли бы приехать в заброшенную деревню. Но нам преградила путь небольшая речка с трубой. Переехать по ней мы не смогли, так как наша колея была шире остатка дороги через трубу. Взяли это место на заметку, может съездим когда-нибудь, поищем другую дорогу или построим проезд через трубу.
Делаем небольшие остановки ещё у двух памятников, посвященных Гражданской войне.
Далее заезжаем в село, мы уже были в нём, поэтому делаем только одну остановку у старинного заброшенного канала. В старые времена в пруду строили барки и по этому каналу их спускали в реку Чусовая. Сейчас канал заброшен и лишь остатки каменной кладки напоминает о тех временах.
Быстро проезжаем через село и в поля. Где находится брод через Чусовую мы знаем, но местные земледельцы каждый год перепахивают дорогу к нему. Дорогу постепенно снова накатывают, но выезд на неё каждый раз находится в разных местах. В этом году мы не угадали с местом выезда на эту полевую дорогу, поэтому пришлось немного проехать по пашне в поисках нужной дороги.
Наконец нужная дорожка найдена и по ней мы доезжаем до стоянки напротив камня «Мосин».
Дальше к броду через реку. Вода в реке мутная, дна не видно. На берегу Бегемот одевает болотники и проходит реку вброд. Я еду по его следам.
Здесь несколько лет назад снимался фильм «Варвара». Два года назад мы были в этом месте первый раз. Декораций средневековой русской деревни было тогда множество. Сейчас осталась лишь малая доля — всё сломали и разобрали на дрова в костёр сплавщики.
По плану мы хотели проехать вдоль реки. Впереди горка и я не задумываясь начинаю на неё въезжать… Ха-ха…не тут-то было. Не проехав и половины подъёма Кроки останавливается и начинает «шлифовать», а потом и откатываться вниз. Зимняя резина на оттаявшем тонком слое глины моментально намыливается и я себя почувствовала на моноприводе. Колёсики выглядят вот так — нет и намёка на протектор. Скатываюсь вниз и заезжаю в горку рядом с дорогой, по траве. Опять выезжаем на берег Чусовой.
Здесь тоже имеются какие-то остатки построек. Вся земля вспахана копателями. Переезжаем небольшую речку-приток Чусовой вброд и далее в лес по заросшей дороге. Следов от машин на ней не видно. Едем, «дорога» всё хуже и хуже, завалов всё больше и больше. Снова буксуем в безобидной с виду луже. Решаем посмотреть что впереди, а там просто всё завалено огромными деревьями. Решаем вернуться назад, но развернуться невозможно, поэтому аккуратно по своим следам еду задом.
Немного расстраиваемся, что запланированный маршрут не получается, но у нас всегда в запасе есть альтернативный вариант. Обратно через Чусовую.
По пути заезжаем на смотровую площадку на скале, с которой открывается красивый вид на село.
По альтернативному варианту маршрута по грейдерам едем далее через лес, в сторону Сулёма. Дорога довольно нудная и однообразная. Вдоль дороги сплошные болота.
Но вот за очередной горкой показались какие-то строения. Беседка на перекрёстке дорог, ведущих в Харёнки и Сулём. Останавливаемся пообедать, с утра ничего не ели.
Небольшой и сытный перекус с горячим чаем. Поворачиваем на Сулём. Дорога стала живописнее, петляет вдоль реки Илим.
Ещё небольшая остановка у бобровой плотины.
Пара километров и мы у места нашей запланированной ночёвки — пристани Илим.
В этом живописном месте когда-то располагалось село Илим с одноименной пристанью.
«Илим возник в XVIII веке. Название поселения возникло от речки, в устье которой появилось село. Первопоселенцами Илима стали выходцы из Подмосковья и Поволжья.
Чтобы узнать, что рассказывали сами бывшие жители деревни о ее происхождении, заглянем в книгу «Предания и легенды Урала» (Свердловск, 1991):
«Триста лет уж слишком, пожалуй, нашей деревне. Наши прадеды первые сюда приехали, из Подмосковья, из Поволжья; переселенцы были. Бежали из тюрем. Сначала ссыльные были. Политиканами везде было насыщено. Больше все по большим речкам бежали. Сюда крепостные были закинуты. Ведь для демидовских заводов много надо было» (Записано от П.М. Попова, 1902 г.р.).
В 1720-е годы здесь появилась Илимская казенная пристань. Село в связи с этим стало расти и развиваться. Реку Илимку запрудили, на плотине поставили пильную мельницу. Здесь было крупное плотбище, строились барки для Гороблагодатского горнозаводского округа. Построенные барки пустыми отправляли к Ослянской пристани, где уже грузили металлом. В год на Илимской верфи строилось по 100-112 барок».
Каменная кладка Илимской пристани прекрасно дошла до наших дней. Это лучшая сохранившаяся пристань в долине Чусовой. Ее хорошо видно с реки, поэтому мимо вряд ли проплывете.
Высота этого сооружения до 3 метров, а длина — около 20 метров. Пристань сильно заросла кустарником и травой.
Каменные плиты для постройки пристани вырубились поблизости в камне Илимский (можно найти следы каменоломни).
Село Илим (раньше его называли Илимским) было достаточно крупным. Оно являлось волостным центром, к которому были отнесены деревни Романова, Волегова, Мартьянова, Сулём и Кашка (из них в настоящее время уже не существуют все, кроме Мартьянова и Сулёма).
В 1775 году здесь была построена церковь. Постепенно она обветшалась, и в 1833 году была построена новая. В 1932 году церковь Святой Живоначальной Троицы снесли. Также в селе была часовня (она стояла на горке около кладбища).
Сейчас на месте снесенной церкви стоит небольшая деревянная часовенка в виде беседки.
Недалеко от часовни стоит памятник селу Илим. Его венчает символическое обозначение барки. Под ней подвешена ржавая пила. На памятнике лежат металлические предметы, найденные здесь во время раскопок». Дни уже короткие и нужно найти место для ночёвки укрытое от ветра. Перезжаем речку Илим вброд и становимся под скалой на пристани.
Солнце садится и становится довольно холодно. Быстро ставим палатку, я готовлю большой котелок борща, чтобы на утро хватило. Под борщ с салом употребляем пару бутылочек «Рябины на коньяке» и заваливаемся спать. Подъём у нас как всегда в 7 утра, да и осмотреть местность хотелось бы получше.
Утром просыпаемся и понимаем, что палатка под снегом — крыша провисла. Пинаю по потолку стряхивая снег. Вылазить из тёплого спальника неохота, но надо. Включаем лампу и горелку. Греем борщ (горячий супчик очень кстати в такую погоду) и в тамбуре становится тепло.
Ещё почти час валяемся в палатке. Внутри палатки у нас лето, а снаружи началась зима. Но уже светает, надо собираться. Собираем вещи, выезжаем на основную дорогу, где оставляем машину и пешком на гору.
О том, что здесь некогда находилось большое село напоминает лишь кладбище, расположенное на склоне горы.
За некоторыми могилами до сих пор ухаживают. Самая свежая могила датирована 1974 годом.
Спускаемся к машине и едем дальше. Снег не перестаёт падать, а даже ещё больше усиливается. Вот так за одну ночь мы перешли из осени в зиму.
Останавливаемся и фотографируем скалы вдоль реки.
Вот впереди и мост через реку. До Сулёма остается несколько километров.
Вокруг снежная красота. Где-то за рекой пасутся лошади.
Так не спеша, любуясь зимними пейзажами подъезжаем к селу Сулём.
В Сулёме на берегу реки Чусовой, где когда-то располагалась пристань, находится необычный музей под открытым небом. Создатель этого музея местный житель Павел Иванович Гилёв. Из различных вещей разных столетий и годов он творит свои экспонаты. В ход идут остатки от комбайнов и косилок, колёса и цепи. Многие экспонаты музея подняты со дна Чусовой.
На каждом своём творении он пишет лозунги.
Памятник селу Сулём. Якорь от барок, на которых по Чусовой железо с уральских заводов доставлялось в Европейскую часть России. А железные «чушки» с шипами — лоты, с помощью которых в сложных местах замедлялся ход барок.
В ход идут и старые надгробные плиты.
Некоторое время в Сулёме жил воспетый в чусовских легендах богатырь Василий Балабурда. Деревенские старожилы рассказывали забавную историю:
«В Сулеме была кузница. Он у кузнецов просил ножичек сделать. Они все обещали: завтра сделаем, завтра сделаем. Он осердился шибко. Какая-то лежала чугунина большая — лот назывался, пудов пятьдесят, — он взял этот лот, привалил к их кузнице, к дверям. А те пришли робить утром — ничего сделать не могут. Закричали людей-бурлаков. Говорят: «Это Васька Балабурда наделал, сукин сын». Те хватаются, не могут отвалить.
— Придется по Ваську Балабурду идти. Пошли.
— Давай, Василий Иванович, убирай.
— Вина поставите, уберу.
Ну поставили. Отвалил и говорит:
— Перво дело мне ножичек сробьте.
Ножичек ему и сделали…» (записано в с. Сулем от В.П. Гилева, 1883 г.р.).
После осмотра музея едем в деревню Харёнки, где на острове установлен памятник Демидову.
Памятник является главной достопримечательностью села. Табличка на памятнике гласит:
«Акинфию Демидову благодарные потомки».
Время быстро движется к вечеру. У нас в планах было ещё несколько мест, которые мы хотели посетить. Но глядя на погоду, решили ехать домой, так как на трассе по такой погоде могут быть «замесы» . Но на обратном пути решаем заехать ещё в одно место. Для его посещения .нам нужна булка хлеба, которую покупаем в деревенском магазине.
В 2008 году недалеко от посёлка Висим был создан частный олений питомник. Ферма разделена на несколько загонов. В одном содержатся благородные маралы, во втором пятнистые олени, а ещё в одном — якутские лошадки и страусы. Мы пару лет назад ездили в питомник и посетили все загоны. В этот раз ограничились оленями, так мимо просто не проехать, загон находится прямо у дороги.
Оленихи с потомством. Охраняет их матёрый самец, периодически издавая странные звуки.
Остальные олени тусуются у изгороди, где их кормят проезжающие и приезжающие посмотреть на них.
Купленную специально булку хлеба скармливаем очень быстро. И дальше домой.
Как мы и ожидали на Серовском тракте была полная Ж… Первая авария при выезде на трассу — «Газель» улетела в кювет…
Дорога не чищена, все едут 60 км/ч по правой полосе. Вот впереди знак «50» и вереница машин в горку, всё ясно — замес с пробкой. По рации дальнобойщики говорят, что перевернулся междугородний автобус. Почти час стоим в пробке. Когда подъезжаем к месту аварии, то кроме небольшого автобуса на крыше видим ещё свежую аварию из трёх машин. Сотрудник ДПС пропускает через участок с аварией по несколько машин. Проезжаем метров 200 и опять в кювете видим только попу только что вылетевшей «двенашки» (куда гонят в таких погодных условиях?), ещё 100 метров и ещё три машины…свеженьких. Хорошо что полосы встречного движения на этой трассе разделены лесом, а то бы наверно до дома ехали очень долго. На этом наша двухдневная поездка вдоль реки Чусовой закончилась.
Источник: Drive2