Когда едешь от Новоуральска к Первоуральску, то проезжаешь через довольно большой посёлок Билимбай. А в нём стоит вот такое здание довольно странного вида.
Перед этим зданием аллея памяти. Стоит памятник погибшим в Великой Отечественной войне. А на самом здании портик, колонны. И знак «пирамида в лучах». Или «треугольник в лучах». Кто-то даже считает подобные знаки масонскими.
Но было бы странно, если в уральском заводском посёлке вдруг обнаружились бы масоны. Есть ещё одно объяснение этому треугольнику в лучах. Для христиан он стал символом Святой Троицы. А это здание — Свято -Троицкий храм.
Кстати сам посёлок Билимбай оставил заметный след на карте Новоуральска. У нас есть улица Билимбаевская, Билимбаевские сады и Билимбаевская же проходная. По этой улице раньше шла дорога в Билимбай. Теперь этой дороги уже нет. Слишком уж высоко в гору она забиралась. Вернее, дорога-то есть, только идёт она только до садов, а в Билимбай люди ездят другим путём.
В начале Аллеи памяти стоит памятник.
А с другой стороны Аллеи стоит православный крест.
Получается, что советские и христианские символы уживаются в пределах одной аллеи вполне мирно. После войны в храме был Дом культуры. Кинозал, библиотека, кружки, краеведческий музей. Именно поэтому Аллею памяти и сделали ведущей к храму, тогдашнему очагу культуры.
Я не раз проезжал мимо этого храма, но до сего дня так ни разу и не удосужился остановиться и рассмотреть его повнимательнее. А тут мы ехали всем сообществом в Коуровку и решили сделать здесь остановку. Поэтому на фоне храма сфотографированы не только мы с Алей, но и Олег Федчук и Женя Степанова.
Раньше храм был самым красивым зданием посёлка. Его было видно издалека. Потом пришли коммунисты и срубили купола. Теперь без куполов, в сильно усечённом виде он выглядит нелепо. Он перестал быть собором, но так и не стал дворцом. Точно так же, как и Никольский храм в Верх-Нейвинске.
Кстати раньше Троицкий храм Билимбая выглядел вот так. Он построен в виде креста и имел главный купол и колокольню. Это фото я нашел «вконтакте». Кстати, сегодняшняя Аллея памяти идёт не к главному входу в храм, а к боковому. Видимо при перепланировке решили, что так будет удобнее.
В девяностые годы храм опять передали верующим.
Отличительной особенностью именно этого храма стали чугунные основания колонн и чугунные же коринфские капители. Строители знали, какие именно части колонн больше всего подвержены воздействию климата и решили сделать их металлическими. Видимо и в самой конструкции храма есть много железных частей.
Это мне напомнило Савву Яковлева-Собакина. Он писал своему приказчику в Быньги.
«Сделай там из чугуна храм очень прочный и красивый….».
Приказчик не стал ставить церковь из чистого чугуна, но заложил в конструкцию много чугунных деталей. Вероятно бароны Строгановы, которым принадлежал Билимбай, мыслили аналогично.
Чугунные капители колонн довольно тонкого литья. Они раньше были выкрашены в белы цвет вместе с колоннами, чтоб не выделяться. За годы побелка с них слезла и стал виден металл. Интересно, кронштейны узорные тоже из чугуна?
А вот над той пристройкой, что пониже, возвышалась колокольня.
Странно, что коммунисты не коснулись религиозной символики на фронтоне и не заменили её символикой советской.
Вдруг мы заметили невысокого роста женщину, открывающую дверь храма. Это была сестра Людмила, которая здесь и живёт. И естественно мы не могли не напроситься зайти внутрь и сфотографировать то, что тут в храме есть. При советской власти храм разделили на этажи. Понастроили лестниц и перегородок.
Но получилось так, что окон на все новые помещения очага культуры уже не хватило. Поэтому внутри всегда было сумрачно. Сумрачно тут и сейчас. Купол кстати служил и для освещения храма. В нём были широкие окна.
Храм передали церкви, но тот объём работы, что предстоит сделать людям, для того, чтобы опять привести его в божеский вид просто огромен. Нужно снести перегородки и потолки между этажами, а это сотни тонн бетонных конструкций и строительного мусора. Нужно надстроить купола. И конечно внутри всё оштукатурить и расписать.
Причём сначала нужно провести исследования, выдержат ли старые стены тяжесть новых куполов. Стоить это будет миллиарды. Ну, может не миллиарды, но сотни миллионов уж точно. Естественно, ни у кого нет таких денег. Поэтому люди просто использовали оставшиеся от клуба помещения и сделали в них два придела — Троицкий и Казанской Божьей матери. И осталось ещё много помещений под трапезную, склады, кабинеты. Да, наверное, и пустых комнат много.
А мы вслед за сестрой Людмилой входим в Троицкий придел. Как раз в то место, над которым раньше был главный купол.
Раньше, когда не было этажей, это помещение было в два раза выше. И всё сплошь было расписано. Иногда и сегодня краска стен отваливается и из-под неё проступают старая роспись. Точно также, как и в Верх-Нейвинске. Вот здесь мы можем видеть кусочек старой росписи. Правда получилось у меня нечётко, за что простите.
Большое бронзовое паникадило свисает с потолка.
-Оно старинное? — спрашиваем мы у сестры Людмилы.
-Скорее всего да.
Оно висит на цепях и можно опустить его низко, до самого пола.
А мы ходим и фотографируем. Меандровый орнамент, вероятно тоже остался с древних времён.
«При соцсистеме», как говорит сестра Людмила, сделали и ещё одну важную перестройку. Укрепили потолки вот такими бетонными балками, так что хоть крыша у храма не провалится.
А в этой вот комнатке живёт сестра Людмила. Это её келья. Здесь только половички и кровать. И конвектор для обогрева.
Заглянули в тёмную трапезную.
А мы спускаемся в нижний Казанский придел. Здесь светлее.
А это икона Казанской Божьей матери, в честь которой придел и был назван.
Сестра Людмила говорит, что здесь очень благодатное, намоленное место. И все прихожане, которых тут довольно много, очень любят свой храм. Своего священника здесь нет и служить приезжает иерей из Ревды.
А это мироточивый крест. Сестра Людмила рассказала нам, как здесь появлялось благоуханное миро. Отколупнулся кусочек краски и появилась на кресте крошечная маслянистая капелька, и в воздухе разлился чудесный запах. А потом ещё раз появлялось на старинном кресте миро.
Сам же крест был подарен храму цыганским родом. В этом роду не осталось мужчин, и старая цыганка пожертвовала крест в храм.
Мы поблагодарили сестру Людмилу за то, что она нас пустила и всё показала. Дай ей Бог здоровья. Фотографируемся на фоне колонн с чугунными основаниями.
И тут видим, что перед храмом стоит камень. Написано «Живи и помни».
Камень сообщает нам, что именно здесь в стенах храма в годы войны был собран первый реактивный, вернее ракетный, самолёт БИ-1. То есть получается, что советская реактивная авиация начиналась именно отсюда. Правда я читал, что самолёт собрали всё-таки не здесь, а в каком-то цеху поблизости, ныне заброшенном. А здесь собирали автожиры и первые вертолёты. Неужели у нас в войну уже были вертолёты?
Неужели столь экзотическую технику делали здесь?
А под конец я расскажу вам легенду, связанную с этим храмом. Когда в эти места только пришли русские, тут жил один предводитель башкир по имени Билим, в честь которого посёлок и был назван. Он был богат, этот Билим, поэтому его называли «бай». Наверное, на всех тюркских языках это слово значит «богатый». Не хотел Билим отдавать просто так свою землю новым хозяевам. Стал сражаться. И однажды башкиры захватили в плен молодого русского офицера. А у Билима была племянница, Звали её Бака. Она полюбила пленного офицера и молодые люди решили бежать. Прознал об этом бай и убил обоих.
И когда рыли котлован под храм в 20-х годах позапрошлого века, то нашли гроб. В нём лежала красивая девушка в башкирском наряде. Тление не тронуло юного лица и она была так же красива, как при жизни. Почему-то люди решили, что это и есть Бака. И подумали, что земля её не принимает. Тогда они брызнули на тело святой водой. И рассыпалось тело и одежда и осталась от красавицы кучка праха.
Источник: Живой Журнал