Найти тему
Маяк

Амет-Хан Султан, дважды Герой Советского Союза.

Амет-Хан в интервью говорил так:

Я герой не татарский и не лакский. Я - Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?

-2
-3

При рождении получил имя Амет в честь деда. По утверждению историка А. Симонова, правильное написание имени и отчества Героя должно быть таким: Амет Султанович Амет-хан.

Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31 мая 1942 совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88». Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя асом. Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190» (30-я одиночная воздушная победа, 49-я вместе с групповыми).

-4

Кача. 1939 год. Группа выпуска курсанта Амет-Хан Султана.

-5

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага.

Воздушный таран — подвиг во имя Родины!

«Он израсходовал весь боекомплект. Самолет летел, и тогда он пошел на таран, который закончился тем, что оба начали падать. Но его самолет застрял в крыле другого самолета. Это был его первый прыжок с парашютом. Он вылез, слава Богу, и этот самолет притащили на площадь. Он стал известен не только ярославцам, но и всему Советскому Союзу», — вспоминает Игорь Волков, летчик-космонавт, Герой СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР.

-6
-7

Список известных воздушных побед Амет-Хана Султана:

Всего сбитых самолётов - 30 + 19; боевых вылетов - 603; воздушных боёв - 150.

-8
-9

Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны».

В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт.

Во время отпуска в городе Алупка стал свидетелем депортации крымскотатарского народа 18-20 мая 1944 года. При депортации в присутствии Амет-Хана сотрудниками НКВД был арестован его младший брат Имран, которому вменили обвинение и затем судили военным Трибуналом за то, что он является членом вспомогательной охранной полиции Schutzmannschaft («Шума»), вовлеченной в военные преступления в концлагере «Красном».

После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190».

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

Ла-7 Амет-Хана, весна 1945 года.

После войны — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском, подполковник (1946), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1953). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Погиб при испытании самолёта 1 февраля 1971 года.

23 октября. 1970 года торжественно отмечали 50-летие Амет-Хана. В юбилейных торжествах принимали участие видные авиаконструкторы страны.

Торжественный юбилей стал одним из самых волнительных дней в жизни Амет-Хана Султана. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…»

На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

После праздников вновь наступают трудовые будни. 1 февраля 1971 года Амет-Хан приступает к очередному испытательному полету.

Автобус доставил экипаж к самолету с провисшей под его «брюхом» мотогондолой, в которой был запрятан опытный двигатель. Чтобы опробовать его на предельных режимах, требовалась особая осторожность.

«По воспоминаниям сына Сергея Анохина — Сергея, работавшего там же, на стоянке они встретились с Аметханом и, пока заканчивалась подготовка машины к вылету, постояли в сторонке, поговорили.

— Никогда у меня не было такого паршивого настроения, — пожаловался Аметхан. — Отчего, и сам не пойму.

— А вы отмените полет, — посоветовал ему Анохин-младший. — Это же в ваших правах. Или поменяйтесь с кем-нибудь.

— Не хочется затевать возню. Слетаю, потом пойду домой, отлежусь. Это мне помогает.

-18

Трагическая гибель Аметхана повергла всех в ужас. Никто не хотел в это верить, ведь Аметхан был лётчиком, который мог использовать малейшую возможность, чтобы спасти самолет и благополучно посадить его на землю. Значит, не было ни единого шанса. Летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки - они так и выстелились на снегу широкой полосой длиной в несколько сотен метров. Лишь хвостовое оперение и задняя кабина, хотя и сильно покореженные, сохранили свои очертания.

Находившийся в задней кабине ведущий инженер Радий Ленский был мертв. Его нашли скоро. А вот передней кабины с остальными членами экипажа, вообще носового отсека само­лета нигде не могли найти.

Под вечер, едва надвинулись сумерки, повалил густой снег, и поиски пришлось прекратить.

На четвертый день снегопад прекратился. Возглавлявший группу техсостава один из старейших работников института, инженер отряда Николай Ильич Филизон решил заглянуть в молодой ельничек в двух-трех сотнях метров в стороне от места падения Ту-16. Филизон преодолел ещё с десяток метров и заметил вдали, за стволами елочек, белый заиндевевший металл обшивки и темное остекление. Пилотская кабина! Чуть ли не наполовину зарывшаяся в снег! Инженер выбрался на простор, позвал остальных поисковиков. И вот уже люди расчистили снег возле кабины, проникли внутрь.

Им представилась тяжкая картина. Аметхан так и оставался в командирском кресле, как видно, не предприняв ни единого движения для своего спасения. От удара у него сорвало с головы шлемофон и сдвинуло вперед, «рога» штурвала подвздели лётчика под живот, новенькая куртка, которую он надел в этот роковой день, полопалась на спине в нескольких местах, будто кто изрезал её лезвием бритвы. Бенедиктова, находившегося на правом сиденье, слегка придавило стволом сосны. Михайловского разрезало пополам в нижней части позвоночника. А Леха Воробей, некстати напросившийся в этот полет, был цел, только обгорел...»

8 февраля 1971 года Амет-Хан Султан с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Над могилой в граните высечен бюст, рядом на стеле надпись: «Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслужен­ный лётчик-испытатель СССР Аметхан Султан».

-19

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц