Найти тему
muntaqa.info

Ответ хафиза Ибн Хаджара на удивительный вопрос о забывании Корана

Только посмотрите, какие вопросы были актуальны среди мусульман шесть веков назад.

Спросили хафиза Шихабуддина Абу аль-Фадля Ахмада ибн Хаджара аль-Аскаляни аш-Шафии о человеке, который настолько занялся поклонением и тому подобными (богоугодными) делами, что забыл то, что знал наизусть из Корана.

Он ответил: "Поскольку в хадисе пришла угроза в адрес того, кто читал Коран, и даже аят из него, а потом забыл его, то явный смысл этого хадиса указывает на запрет. Таким образом, тому, с кем произошло подобное, обязательно нужно побыстрее приняться за заучивание того, что он забыл. Если трудно заучить большое количество, то пусть заучивает понемногу".

См. «Аль-Джауахир уа ад-дурар фи тарджама шейх аль-Ислам Ибн Хаджар» 2/965-966.

Для уточнения мнения шафиитского мазхаба в вопросе забывания Корана полезным будет добавить следующие пояснения.

1. Грехом, и при этом большим, считается забывание чего-либо из Корана по причине небрежности и лени без приемлемых оправданий.

Писал шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари аш-Шафии: "Его забывание - большой грех. И так же забывание чего-либо из него. В соответствии с хадисом".
Прокомментировал шейх Шихабуддин ар-Рамли аш-Шафии: "Его слова "его забывание - большой грех" относятся к ситуации, когда забывание произошло в результате того, что человек предавался нерадению и лени".
См. "Асна аль-Маталиб ма'а хашия ар-Рамли" 1/64.

2. Это относится к полному забыванию, а не к тому случаю, когда человек все знает, но в нужный момент не может вспомнить, "вылетело из головы".

Говорил имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии: "Под запретным забыванием имеется ввиду такое, при котором человек не может возвратить в память то, что знал, кроме как со сложностью и трудом, поскольку оно ушло из его памяти полностью. А что касается того забывания, при котором можно вспомнить забытое при напоминании, или только лишь услышав его, или призадумавшись, то это рассеянность, а не забывание на самом деле, и не считается впадением в запретное". См. "Аль-Фатауа аль-фикхия аль-кубра" 1/36.

3. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в другом месте собрал то из хадисов и асаров, что передается по данному вопросу. Говорит имам:

"Передал Абу Убейд с иснадом, который останавливается на ад-Даххаке ибн Музахиме (табиин), что он сказал: "Кто бы ни обучился Корану, а потом забыл его, то это по причине греха, который он совершил. Ведь Аллах говорит: "Какая беда ни постигла бы вас - это по причине совершенного вами, и многое Аллах прощает". (Совет, 30). А забывание Корана - из величайших бед".
Также в качестве доказательства они (сторонники этого мнения) использовали то, что передали Абу Дауд и ат-Тирмизи от Анаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
"Мне были представлены грехи моей общины, и не увидел я большего греха, чем то, что человеку была дана сура из Корана, а затем он ее забыл". И в цепочке его передатчиков есть слабость.
Ибн Аби Дауд передал подобный хадис с несколько иной цепочкой, которая относится к категории
мурсаль. В нем слова: "...большего греха, чем у человека, который был носителем Корана и оставил его".
И передано от Абу аль-'Алии (табиин), что он сказал:
"Мы относили к величайшим грехам то, что человек знает Коран, а затем предается сну, пока не забудет его". Иснад у этого сообщения хороший (джеййид).
Также передано от Ибн Сирина (табиин) с достоверным иснадом:
"Человека, который забывает Коран не любили (те, кого застал Ибн Сирин), и сурово отзывались о нем".
Еще передал Абу Дауд от Са'да ибн Убада, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
"Кто читал Коран, а затем забыл его, тот встретит Аллаха, будучи прокаженным". К его иснаду тоже есть претензии. И высказались в соответствии с ним из шафиитов Абу аль-Макарим и ар-Руяни". См. "Фатх аль-Бари" 9/86.

______________

Источник: https://muntaqa.info/ihzab

Подписаться на обновления в твиттере: https://twitter.com/muntaqa_info

Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot