По материалам сайта АНЕКДОТИКА.РУ.
Крайне неудачные действия российского флота и безынициативность большинства (за редким исключением) флотских начальников в Русско-японскую войну 1904-1905 гг. привели к появлению большого количества анекдотов.
1905 г.
Специальная комиссия, рассматривавшая вопрос об увеличении у нас строительства подводных лодок, решила, что в сооружении подводного флота пока не встречается надобности, так как уже в настоящее время у нас очень много судов под водою.
***
— А у нас подводные лодки есть?
— Есть. Не только лодки, но и броненосцы.
— И где же они?!
— У берегов Маньчжурии.
Потери российского Императорского флота в Русско-японской войне составили 65 боевых кораблей (в т.ч. 14 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 17 крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера и 23 миноносца).
***
— Где у нас флот?
— В Японии.
24 российских корабля (сдавшиеся в плен в Цусимском сражении, затопленные в Порт-Артуре и др.) после ремонта были введены японцами в состав своего флота и продолжили службу с новыми именами, в т.ч.:
● 6 эскадренных броненосцев: «Император Николай Первый» («Ики»), «Орёл» («Ивами»), «Пересвет» («Сагами»), «Победа» («Суо»), «Полтава» («Танго»), «Ретвизан» («Хидзэн»);
● 2 броненосца береговой обороны: «Генерал-адмирал Апраксин» («Окиносима»), «Адмирал Сенявин» («Мисима»);
● 4 крейсера: «Варяг»(«Соя»), «Паллада» («Цугару»), «Новик» («Судзуя»), «Баян» («Асо»);
● 2 минных крейсера: «Всадник» («Макигумо»), «Гайдамак» («Шикинами»);
● 3 миноносца: «Бедовый»(«Сацуки»), «Решительный» («Акацуки», затем «Ямабико»), «Сильный» («Фумицуки»);
● 2 госпитальных судна: «Ангара» («Анегава»), «Орёл» («Касуно-Мару»);
● 4 транспорта: «Маньчжурия» («Мансю»), «Маньчжурия» («Канто-мару», затем «Канто»), «Екатеринослав» («Карасаки»), «Сунгари» («Мацуе»);
● Буксир «Силач» («Иодохаши-мару»).
***
— Слышали? Решили расширить морской корпус.
— Да… в стенах.
— Нет, стена сословности останется всё так же незыблема.
— Что же расширяется?
— Бюджет на содержание.
Офицерский корпус Российского Императорского флота был весьма закрытой военной корпорацией в силу его малочисленности (по сравнению с числом сухопутных офицеров) и «кастовости» (абсолютное большинство выпускников Морского корпуса, готовившего кадры для строевого состава флота, были потомственными дворянами (более 90%) или детьми личных дворян (менее 2%)).
***
— Какая разница между одноконным экипажем и флотским экипажем?
— Одноконный экипаж никогда не сможет держаться на воде, а флотский — иногда держится.
***
— Что такое образцовый флотский экипаж?
— Это такой экипаж, с которым можно идти воевать с неприятелем без образов и без терпения, а с одними только дальнобойными орудиями.
***
— Скажите, предполагается ли возродить русский флот?
— Да, но теперь его создадут на Москва-реке, чтобы неприятельским флотам он был недоступен.
1906 г.
У нас восстанавливают флот путём замены морских судов полевыми.
С 19 августа (1 сентября) 1906 г. в России по инициативе премьер-министра (и министра внутренних дел) П.А. Столыпина были введены военно-полевые суды с ускоренным судопроизводством (не более 48 часов на вынесение приговора и 24 часов — на приведение приговора в исполнение) как чрезвычайная мера в борьбе с революционными выступлениями и террористическими актами, число которых сильно выросло в 1906 году.
1907 г.
В магазине резиновых изделий. Приказчик:
— Старые калоши прикажете завернуть?
Покупатель:
— Нет. Можете их отослать в комитет по сооружению нового флота.
***
В резиновом магазине.
— Скажите, а эти калоши не промокнут?
— Что вы! Это же не броненосцы какие-нибудь!
***
— Говорят, что у нас нет флота — вместо него одни старые калоши?
— Нет, это пустяки — ещё кое-что уцелело, но это не мешает флоту, как он сел, так и сидеть в калоше.
При перепечатке или использовании материалов статьи ссылка на данную страницу либо сайт ANECDOTICA.RU обязательна.