Жизнеутверждающая и очень смешная лента о самой скандальной фигуристке 90-х.
С 1 февраля в кинотеатрах России начинается широкий прокат биографической киноленты «Тоня против всех» австралийского режиссера Крэйга Гиллеспи. Разбираемся, чем же так хороша черная комедия о знаменитой фигуристке Тоне Хардинг в исполнении популярнейшей актрисы Марго Робби.
Вешать ярлыки и «назначать» диагнозы – любимое миллионами людей занятие, раззадоривающее одних и превращающее в ад жизни других. Жертвами этой «забавы» с особой периодичностью становятся личности известные. Среди них однажды оказалась и знаменитая американская фигуриста Тоня Хардинг. Именно ее историю в своей новой комедийной картине рассказал австралийский режиссер Крэйг Гиллеспи.
Тоня Хардинг грезила фигурным катанием с раннего детства. Ее безжалостно жестокая мать, несмотря на недостаток денежных средств, однажды все-таки привела ее заниматься в группу к тренеру. Девочка начала превосходить всех в своей возрастной категории и даже утирала носы соперниц постарше. В 15 она познакомилась с парнем, который через несколько лет стал ее мужем. Но на первом месте для нее всегда было фигурное катание. Достигнув значимых высот в этом виде спорта, Тоня начала стремиться к попаданию и последующему успешному выступлению на Олимпийских играх. И когда цель была почти достигнута, нелепый инцидент по «запугиванию» ее принципиальной соперницы Нэнси Кэрриган поставил воплощение заветной мечты в жизнь под угрозу.
История Хардинг подается через воспроизведенные постановочно интервью, в которых действующие лица спустя много лет озвучивают свою точку зрения о случившемся, а также через обычные в красках демонстрирующие произошедшие события сцены, время от времени разбивающие четвертую стену комичными обращениями персонажей непосредственно к зрителям. Фильм уделяет достаточно времени детскому и подростковому возрасту героини, чтобы более точно раскрыть зрителям драматическую судьбу Хардинг. Но основное внимание киноленты сосредотачивается на напряженном периоде взлетов и падений профессиональной карьеры фигуристки, в течение которых она добилась весомых побед на нескольких турнирах и стала первой американкой, исполнившей тройной аксель во время выступлений на льду. К счастью, сценаристам удается найти баланс между всеми составляющими повествования и крепко держать зрительское внимание, заставляя с интересом погрузиться в перипетии жизни Хардинг.
Лента Крэйга Гиллеспи – самая настоящая черная комедия. И, наверное, сложно было подобрать другой более подходящий жанр для биографической картины о жизни Тони Хардинг. Судьба припасла для нее невзгод в каком-то гипертрофированном масштабе. Жесткая, а иногда морально и физически жестокая мать, просто великолепно исполненная Эллисон Дженни, – худший образец матери, тщеславно желающей в буквальном смысле слепить из своего ребенка предмет для гордости, этакий трофей на стену. Прикладывающий руку муж, здорово сыгранный Себастьяном Стэном, у которого от любви до ненависти меньше шага. Такой супруг словно отрава для жизни Тони, обрекающая главную героиню фильма на постоянные проблемы и переживания. Кроме того, дополняет безрадостное окружение Хардинг отвернувшийся от нее в детстве отец. Ну а последний штрих ставит усугубивший все абсолютно фарсовый инцидент с «запугиванием» ее принципиальной соперницы Нэнси Кэрриган, фактически напрочь перечеркнувший карьеру Хардинг – одной из самых талантливых американских фигуристок в истории. Лихо подтверждают правильный выбор жанра некоторые персонажи, например, «телохранитель» главной героини Шон, чье поразительно нелепое поведение не раз заставит вас улыбнуться. Только будьте готовы к тому, что, смеясь над несуразными поступками некоторых действующих лиц, вам предстоит узнать, что все это сущая правда, а не выдумка сценаристов. Что важно, в рамках черной комедии демонстрация череды этих реальных «оплеух» Тоне только приобретает дополнительный эффект, ведь кинолента превращается в эмоциональные американские горки, во время которых ты то улыбаешься, то сопереживаешь успехам главной героини, а временами искренне сочувствуешь ее сложной доле.
Удивительной героиней для рассмотрения является сама Тоня. В провинциальном кругу реднеков, родителей, от которых не дождешься любви и понимания, она умудряется преображаться на льду и творить прекрасное, пробивая себе путь в царстве «принцесс», ставших единственной нормой в столь нежном и изящном виде спорта, как фигурное катание. Более того, со временем Тоня становится там величиной, поставившей окружающих перед необходимостью считаться с ней. Марго Робби фантастически эффектна и убедительна в воплощении своей героини (стоит отметить, в возрасте от 15 до 40 с лишним лет). Единственное – австралийская актриса не исполняла сложные элементы блистательных ледовых перформансов Хардинг, которые отсняты, к слову, просто завораживающе. Если только не присматриваться в эти моменты к лицу дублера, с помощью современных технологий далеко не идеально замененному на лицо Робби. Но так или иначе эту замену можно понять, ведь добиться столь выдающегося уровня мастерства во время подготовки к фильму просто невозможно. Некоторым фигуристкам для достижения подобного уровня не хватает всей карьеры.
Зато вне каскада ледовых пируэтов наступает истинный звездный час Марго Робби, потрясающе живо и метко передающей внушительное многообразие эмоциональных состояний своей героини, от влюбленности и ранимости до пронзающей сердце боли, которая особенно четко ощущается при просмотре, например, разлетевшейся по Интернету сцены подготовки Тони к выступлению. Показанная в картине Хардинг – человек далеко не идеальный, но окружающие ее обстоятельства и люди просто не оставляли ей шансов быть ангелом во плоти и разочаровывали ее даже тогда, когда все было против нее. Особенно точно это демонстрирует последняя в фильме совместная сцена Тони с матерью. В ленте без стеснения показано, как с самого детства в прямом и переносном смысле вколоченная в голову главной героини картины идея «бьет – значит любит», как паразит, вцепилась в ее сознание, уничтожив самое дорогое в ее жизни. И все же, несмотря на то, что судьба приготовила для Тони усыпанную колким льдом дорогу, она даже вроде бы в тупиковой ситуации не сдалась. Эта картина поразительно жизнеутверждающая и, как никто другой, учит вставать на ноги после падений. Пускай против тебя ополчился даже целый мир.
«Тоня против всех» заставляет не спешить с вынесением приговора Хардинг, чтобы, вникнув в обстоятельства, посмотреть на героиню этих событий другими глазами и, возможно, понять ее. Это отличная оригинально сплетенная биографическая картина, вызывающая огромное разнообразие эмоций и впечатляющая выдающимся перформансом Марго Робби. Без сомнения, Гиллеспи и его команде удалось снять один из ярчайших байопиков прошлого года.