Общеизвестно, что проговаривание скороговорок улучшает дикцию. Скороговорки активно используются в подготовке дикторов и актеров.
Предлагая скороговорку ребенку, необходимо учитывать его произносительные возможности. То есть не нужно думать, что разучивая скороговорку: «Ехал грека через реку…», ребенок научится произносить звук Р. Скорее, произойдет наоборот: у ребенка закрепится неправильное произношение.
Скороговорка будет «работать», когда все слова и звуки, из которых она состоит, не просто произносятся ребенком, а произносятся им отчетливо и уверенно. Если звук Р поставлен недавно и малыш может произнести его в слогах и некоторых словах, то упражняться в скороговорках, содержащий этот звук еще рано. Это тоже самое, как просить трехлетку поднять десятилитровое ведро полное воды. И наоборот, ребенок уже давно и уверенно произносит звук Р, но иногда забывает о правильном произношении в самостоятельной речи. Здесь самое время потренироваться в произнесении скороговорки – это будет и полезно, и весело.
Если же в скороговорке много трудных для ребенка звуков, но по каким-то причинам Вам очень хочется с ней поработать, то используйте ее с целью развития фонематического (речевого) слуха. Для этого прочитайте скороговорку сами и попросите ребенка при следующем прочтении хлопать в ладоши в тот момент, когда он услышит звук Р: «Хорош в дорожку пирог с горошком». Эту же скороговорку можно использовать для отыскивания слов со звуком Ш. Заодно можно обсудить, с чем пекут пироги, и поупражняться в употреблении существительных в форме творительного падежа единственного или множественного числа.
Подходите к выполнению заданий творчески, и они станут еще интереснее!
Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.