Сегодня мы поговорим об описаниях в сценарии. Что нужно описывать, а что не стоит. И чем отличаются писатели от сценаристов.
Писатель — это человек который занимается созданием словесных произведений. То есть он создает готовый продукт, проект, произведение, в зависимости от специализации и навыков.
Сценарист в отличие от писателя создает документ, по которому еще только будет создан продукт, проект, произведение. То есть текст — это не столько информация, сколько событийный ряд.
Вот эту разницу нужно осознать.
Простые люди не читают сценарии. Эта форма для специалистов. Условно это конспект, с которым будут работать или нет. Это к слову очень сильно зависит от оформления.
Теперь про основную ошибку, которая встречается у начинающих и не очень авторов.
Попытка сделать текст красивым и художественно выразительным. Традиционно это проявляется в описаниях. С одной стороны, автор прав, подробные описания делают текст привлекательнее, при умении описывать конечно. Но именно это отталкивает от чтения сценария.
Сейчас я попробую объяснить в чем подвох.
Так как сценарий — это документ, скелет, основа, то читать его будет редактор, продюсер, режиссер, кому как повезет.
Во-первых, это люди с хорошим воображение и своим видением. Если написано “парковка”, они без вашей помощи представят парковку.
Во-вторых, на чтение подробных описаний требуется время, которого нет. Все хотят просто узнать в чем история, а не какие занавески в квартире героя. Кроме того, основная цель первого чтения в том, чтобы понять подходит ли сценарий по форме, жанру, возможностям бюджета. Если сценарий хорош, но бюджета нет, а режиссер не снимает в таком жанре, то он отправляется на полку.
Описания в сценарии.
Что стоит описывать, а что нет?
1. Расположение героев.
Вернемся к нашей парковке. Допустим герой ждет своего друга рядом с автомобилем.
Нужно ли уточнять его расположение? Он стоит в метре от машины или рядом, или облокотился на нее? Со стороны водительского сиденья или багажника?
Главное правило сценариста, записывать только то что влияет на сюжет или раскрывает характер героя.
Поэтому прежде чем писать где стоит наш герой, надо решить на что это влияет. Вариант 1. Как бы герой ни стоял это никак не характеризует его самого и не нужно для дальнейшего действия. В этом случае смело вычеркивайте все ваши описания. Второй вариант интересней. Начнем с простого, положение влияет на действие.
Допустим наш герой ждет друга, чтоб отдать ему чемодан. Тогда можно указать что он стоит со стороны багажника. И как только появляется друг, то герой открывает его и достает чемодан. К слову, следуя простой логике, героя и так поместят в нужную сторону, но вы можете это уточнить на этапе сценария.
Вариант сложнее, когда расположение в кадре каким-то образом раскрывает персонаж. Например, герой страдает навязчивыми идеями или фобиями. Берем подземную парковку и героя, который боится темноты. В этом случае мы можем написать, что на парковке он стоит под лампой. Или герой-невротик, помешанный на чистоте. Пусть пока ждет протирает фары машины.
2. Образ героев
Описание внешности, одежды, атрибутов тоже писать не обязательно. Только необходимое для истории или раскрытия характера. Заранее не стоит детально продумывать и привязываться к образу, потому что могут выбрать совсем не такую актрису, актера. А еще на внешний вид влияет грим и костюм.
Когда в описание вмешиваться?
Допустим наша героиня молодая девушка, очередной клон Ким Кардашьян. В течение истории с ней происходят события, которые заставляют ее больше ценить свой внутренний мир нежели внешность. После кульминационной сцены, где героиня каким-то образом приходит к этой простой истине, мы приступаем к развязке. В подобной сцене желательно не использовать словесное объяснение, типа “вот я раньше была такой, а теперь такая” так как это скучно и напоминает нравоучение. Но героиня может появиться в этой сцене с минимальным макияжем и в простых очках. Такая деталь достаточно сильно показывает изменение в герое и его новую философию. А заодно и делает героя объемнее и дополняет предысторию.
3. Эмоции героя
Описывать эмоции нужно, но не слишком.
Тут следует пользоваться поговоркой “умоляя, не умоляй”.
То есть если у вас героиня открывает шкаф и находит там труп, то не надо писать “испуганно кричит”, достаточно просто “кричит”. Также не стоит детально описывать действия героя: “он резко повернул голову и посмотрел в ее сторону”. Режиссер сам разберется кто, как, куда и что будет поворачивать. Или будьте готовы увидеть на экране совсем не то что у вас в голове.
А еще стоит помнить, что ремарки – это дурной тон. И писать их надо только тогда, когда без них нельзя. Например, фраза «Я тебя люблю». Можно оставить как есть, а можно добавить «со злобой», «с усмешкой» и т.д. В этом случае ремарка действительно важна. Однако не злоупотребляйте.
4. Место действия
Подробное описание место действия такое же неблагодарное дело как описание внешности героя. Только помимо режиссера, художника-постановщика, локейшн-менеджера, которые могут все на корню изменить, в дело может вмешаться и оператор. Потому что место действия напрямую влияет на построение кадра, а также на схему освещения. Из-за этого в сценарии лучше вообще не трогать локации. Разберутся без вас.
Но мы можем дополнить локацию деталями, если опять же это на что-то влияет. Все то же чеховское ружье. Или это вещи, которые отражают увлечения и интересы героя.
5. Границы сцены: кадр и место действия
Начнем с того что под кадром в кино, подразумевают отрезок видео. То есть это тот кусок, который снял оператор за один дубль. Длительность кадра определяет режиссер, возможно вместе с оператором. Место действия — это натура, интерьер, экстерьер.
Причем здесь сценарий? Я часто замечаю, что сценаристы, увлекаясь сценой забывают про границы.
Например, герой подходит к дому, стучит в дверь, заходит в дом. Если сценарист в своем воображении не подразумевает прогулку по улице, а это просто обозначение (улица, герой, стук в дверь) и займет несколько секунд. То сценарист забывает, что это отдельная сцена и локация. Важно расписать эти куски отдельно, потому что вполне может быть, что съемка будет в разные дни, причем с большим перерывом. А еще вполне возможно, что эти несколько секунд перед дверью будут снимать в каком-нибудь стареньком городке, а все что после в павильоне.
Также эта ошибка часто встречается при записи разговора по телефону. Если у вас герой – реплика, второй герой реплика, не забывайте писать эти реплики в разные сцены и локации. Одна сцена, это если герой разговаривает по телефону и только слышит, что его говорит второй.
Когда можно пренебречь сменой место действия?
Если из-за сюжета так и просится длинный план. Например, герои идут по супермаркету и оживленно разговаривают. Во время диалога они могут пересекать много разных границ и локаций, им могут встретиться автоматические двери, выход на улицу. Можно попробовать этим пренебречь. Но не факт, что ваше видение понравится режиссеру.
И напоследок, возможно, вам кажется, что написанное мной касается сценариста если ставить сценарий будет другой человек. Но это только так кажется. Даже если вы и сценарист, и режиссер, не расписывайте все что вы думаете про визуализацию в сценарии. Для этого есть режиссерский сценарий и экспликация. А еще раскадровка.
Не захламляйте сценарий. Это как минимум не позволит вам точно подсчитать длительность фильма.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, там будет больше интересных материалов обо всём понемногу.