Школа все больше напоминает перевалочный пункт – натаскали на ЕГЭ, поступили в ВУЗ и можно выдохнуть. Ведь вряд ли когда-нибудь нам, не физикам, пригодится формула мощности тока, да и правила постановки запятых перед «как» вполне можно отправить в интеллектуальный утиль. Однако очень не хочется признавать, что 11 лет жизни человек тратит практически впустую. И в том, что со многими происходит именно это, не всегда виноваты пассивные учителя или «прогнившая» система образования. Поговорим о настоящих причинах, которые мешают нашим детям искренне полюбить учиться.
Причина № 1. Неправильная мотивация
Когда родители рассказывают еще совсем маленькому ребенку о том, что он должен учиться на одни пятерки, знать три языка и после школы не мультики смотреть, а ехать к репетитору, у ребенка вполне естественно возникнет вопрос: Зачем? И ответ в духе - чтобы вырасти и стать банкиром - не годится!
Кафе-мороженое после школы – это мотивация, а престижная должность через 20 лет – нет. Дети живут здесь и сейчас в своем собственном мире, где игрушечная машина гораздо дороже настоящей. Не стоит слишком рано обучать ребенка суровым законам капитализма.
Еще одна вредная привычка родителей, которая отравляет мозг ребенка, - пугать его «недостойными» профессиями. Мол, не будешь хорошо учиться, пойдешь дворником работать. Все, что смогут продемонстрировать подобными аргументами родители, - неуважение к чужому труду и узость кругозора.
Причина № 2. Зависимость от отметок
Репрессивный школьный механизм оценки знаний родители нередко усиливают домашним культом отметки. Контрольная на четверку – маленькая драма; тройка в четверти – настоящий Армагеддон.
Куда более эффективный метод – делать акцент не на отметке в дневнике, а на глубину знаний. Учитель не может по достоинству оценить пытливость ума каждого ученика, когда их в классе больше двадцати человек. Однако системные знания (глубокие, основанные на интересе к предмету, а не на желании получить очередное «отлично»), никогда не окажутся бесполезными. Над ребенком не должен довлеть страх получить двойку за альтернативное решение задачи. Добиваются успеха те ученики, которые не боятся экспериментировать, искать себя, проявлять творчество и расширять кругозор.
Причина № 3. Психологический дискомфорт
В феврале прошлого года на сайте BBC News была опубликована печальная статистика:
Две трети детей испытывают стресс постоянно. Самые распространенные причины беспокойства – отношения в семье и неудачи в школе.
Нередко взрослые относятся к детским проблемам недостаточно серьезно. Поругался с одноклассниками? Не нравится учительница? Задирают старшеклассники? Ничего страшного, все мы через это проходили в школьные годы. На самом же деле для ученика все куда серьезнее. Если ребенок каждый день приходит в класс, где сталкивается с непониманием или даже насмешками, о каких успехах в учебе вообще может идти речь?!
Многие СМИ спекулируют темой буллинга, однако для того, чтобы чувствовать себя несчастным, вовсе не обязательно подвергаться травле. Отсутствие друзей, неинтересные предметы, конфликт с учителем, слишком большая нагрузка, страх оказаться белой вороной и многие другие скрытые от внешних глаз причины способны отбить у ребенка желание ходить в школу.
Психологи советуют:
Первое, что могут сделать родители, - чаще разговаривать с ребенком по душам, интересоваться его жизнью и не игнорировать его подавленное настроение. Часто родительского участия, заботы и доверия хватает, чтобы ученик научился самостоятельно справляться со стрессом.
Причина № 4. Слишком большая нагрузка и неправильный отдых
О чем мы думаем утром в понедельник, если накануне легли спать за полночь? Согласитесь, немногим из нас хочется быстрее оказаться на рабочем месте. Уставший организм не способен желать ничего другого, кроме нормального отдыха.
Взрослым кажется, что ребенок легко справляется с нагрузкой – ведь у детей столько энергии! Однако школьники устают не меньше своих родителей, а потому и отдыхать должны полноценно. Среди самых простых советов: не путать отдых с сидением за компьютером или в телефоне (сюда же можно отнести и просмотр телевизора), соблюдать режим сна даже в выходные дни (обязательно ложиться до 12 часов ночи, даже если завтра контрольная или экзамен), каждый день гулять на свежем воздухе, правильно питаться, больше смеяться и вносить в жизнь разнообразие (поход с ребенком в аквапарк или в цирк вместо дополнительных двух часов зубрежки не сделают из школьника неуча, но прибавят ему сил для новых интеллектуальных подвигов).
Причина № 5. Неумение сосредоточиться
Дети хотят, чтобы картинка перед глазами менялась так же стремительно, как кадры в виртуальной игре или в мультфильме. Нет ничего удивительного, что 45-минутный школьный урок превращается в настоящую пытку, а в голове единственная мысль – быстрее бы перемена, чтобы добраться до любимого смартфона.
Невозможно ограничивать внимание современного ребенка одной игрушкой. В детском саду и в школе он будет видеть, насколько разнообразнее досуг его друзей. Однако ребенок еще в дошкольном возрасте должен учиться концентрировать внимание, прилагать усилия и искать альтернативы, если то, что хочется, недоступно. Для этих целей подойдут живые игры, требующие терпения, усидчивости, наблюдательности и смекалки. В сотый раз не устанем напоминать и о том, что виртуальные развлечения необходимо ограничивать, а чтение книг превращать в ежедневный ритуал.