Ранним морозным утром, 14 февраля 1942 года, на опушке леса, выходящего на деревню Малково, появились фигуры, одетые в белые маскхалаты. Это были егеря 1-й горнострелковой дивизии вермахта.
Впереди шел старик, одетый в меховой тулуп. Он остановился и, показывая идущему рядом офицеру в сторону Малково произнес: «Ну вот, ваше благородие, это Першино. Сделал все, как договорились. Теперь большевикам не поздоровится. Я могу уходить?»
Офицер удовлетворенно буркнул: «Гут» и махнул рукой.
Неожиданно во фланг егерям, уже растянувшимся в цепь, ударил пулемет. Его убийственный огонь выкашивал ряды наступавших, в дополнению к этому, со стороны деревни по немцам был открыт шквальный огонь. На открытом пространстве укрыться было негде и егеря в панике начали отступать под прикрытие леса.
Офицер, командовавший отрядом, понял, что его отряд завели в смертельную ловушку. В бессилии, он ударил проводника, и выпустил в упавшего весь автоматный рожок. Он отпустил спусковой крючок лишь после того, как автомат клацнул затвором и замолчал. Но, перезарядить его он уже не успел. Офицер нелепо взмахнул руками и, упал рядом с только, что расстрелянным стариком.
Элитное немецкое подразделение было почти полностью уничтожено. Многие сдались в плен и лишь единицам удалось добраться до леса и скрыться в его спасительной чащобе.
Даже сейчас, на месте этого боя, еще можно увидеть заросшие окопы, незаживающими шрамами проходящие вдоль оврага.
К началу февраля 1942 года, завершилась Торопецко-Холмская операция, в результате которой советские войска продвинулись вперед на 250 км. Наступление велось уже более месяца, резервы таяли и командованием было решено закрепиться на достигнутых рубежах.
Деревня Куракино попало под оккупацию еще в августе 1941 года. В феврале 1942 года немцы оставили эту деревню и в преддверии боев ее жители, спешно собрав свои пожитки, начали уходить в соседнее село Першино, под защиту частей Красной Армии.
Матвей Кузьмич Кузьмин тоже решил перебраться в соседнюю деревню. Старику шел уже 84 год. Но, старый охотник, не смотря на свой преклонный возраст, на здоровье еще не жаловался. Он собрал свою немаленькую семью, состоящую из шести сыновей и двух дочерей и двинулись в сторону Першино.
Все пожитки они не успели взять с собой, поэтому, взяв саночки, Матвей Кузьмич с сыном Васей, снова вернулись в Куракино. К этому времени, в село уже вошел егерский батальон 1-й горнострелковой дивизии. Им была поставлена задача: скрытно перейти линию фронта и в районе с. Першино ударить в тыл обороняющимся частям 3 ударной армии.. Местность им была незнакома. Немцам необходим был проводник из местных. В это время им и подвернулись Матвей Кузьмич со своим сыном, Василием.
Вначале, в проводники немцы хотели взять молодого парня. Василию к тому времени было 33 года. Он имел четверых детей, а на фронте он не попал, потому что у него была бронь.
Но, Матвей Кузьмич жестами объяснил немцам, что у парня с головой не в порядке, а он знает здесь каждую тропинку и лучше проводника, чем он сам, им не найти.
Матвей Кузьмич не отличался большой любовью к Советской власти. Его даже не смогли заставить вступить в колхоз. Он так и оставался единоличником: занимался рыбной ловлей, охотой. Немцы решили, что лучшего проводника им не найти. Это было их фатальным просчетом. Может быть, Матвей Кузьмич и не пылал большой любовью к Советской власти, но он любил свою Родину и ради нее, 83 летний старик пошел на самопожертвование.
Он лишь обнял сына и шепнул ему: «Я свое отжил. Найди наших и предупреди их, что немцы хотят зайти к ним в тыл у Першино. Скажи нашим, что я к утру выведу немцев у Малкино. Пусть ждут»
Немцам и в голову не могло придти, что старик, идя на верную смерть, решил завести немецкий отряд в ловушку.
От Куракино до Першино напрямую всего восемь километров, да и до Малкино тоже было недалеко. Добраться до деревни можно было всего часа за два. Какими тропами вел немцев Матвей Кузьмич, сейчас уже трудно предположить..Всю ночь он водил немецких егерей по лесам, и уже с рассветом, вывел их на окраины села Малково.
Василий успел предупредить командование 3-ей ударной армии и, немцам, была подготовлена «достойная» встреча.
Что произошло дальше, вы уже знаете.
О подвиге Кузьмичева уже 24 февраля сообщило «Софинформбюро», а вскоре вышел и рассказ Бориса Полевого об этом подвиге. Конечно, это было художественное произведение, и многое автор домыслил и приукрасил. Он даже заявил, что присутствовал на похоронах Матвея Кузьмича. Однако все было немного не так. Даже совсем не так.
В этот же день родные узнали, что Матвей Кузьмич погиб и, вечером, забрали тело героя. До весны они даже не могли его похоронить. Он лежал в большом деревянном ящике в своем дворе. Здесь же, во дворе, весной его и похоронили. В 1953 году останки героя перенесли на братское кладбище в Великих Луках.
В годы войны подвиг Матвея Кузьмича не был отмечен никакими наградами и, лишь в 1965 году, через двадцать три года после подвига, ему было присвоено звание «Героя Советского Союза».
К тому моменту у Матвея Кузьмича было 36 внуков и правнуков. Он стал самым старым обладателем этой высшей правительственной награды. На момент совершения подвига ему было 83 года.
Он не был ни солдатом, ни партизаном, но, ради своей Родины, герой пожертвовал собой. Он знал, на что он шел и знал, что это его последний день.
Если вам когда нибудь доведется побывать в Москве, на станции «Партизанская», вы увидите памятник с надписью на постаменте: «Герой Советского Союза Матвей Кузьмич Кузьмин». Поклонитесь ему, и вспомните слова: «Это нужно не мертвым, это нужно живым».
Именно благодаря таким Кузьминым и крепка Россия. Врагу никогда и не удастся понять загадку русской души.