Военная операция Турции под названием «Оливковая ветвь» призвана создать буфер, т.н. зону безопасности (не путать с зонами деэскалации) между Сирией и Турцией – разумеется, за счёт сирийской территории.
Если копнуть глубже, то задачей является создание препятствий созданию курдского государства, которое неизбежно потребует себе кусок турецкой территории. С точки зрения Эрдогана, чем меньше курдов, тем лучше – где бы те ни обитали.
В то же самое время курды являются объектом внимания США, которые под предлогом помощи в борьбе против ИГИЛ поставляли (и продолжают это делать) курдам вооружение, от снайперских винтовок до противотанковых комплексов. Ежу понятно, что ровным счётом никто и ничто не мешает курдам применять полученное «не по назначению», т.е. не против ИГИЛ, а против заклятых друзей-турок, с которыми у не существующего Курдистана давние счёты.
Собственно говоря, на территории Турции давно идёт вялая, без шансов на скорое окончание война между курдской YPG и турецкой армией, в ходе которой разрушения на курдской территории весьма внушительные, также как и потери турецкой стороны в бронетехнике и живой силе.
Если кто-то думает, что курды все из себя белые пушистые овечки, сжав зубы сражающиеся и против ИГИЛ, и за своё государство, то стоит помнить, что на пике сирийской войны именно через контролируемую курдами территорию шёл поток боевиков в Сирию, поставки боеприпасов и оружия, а уж выдача сирийских солдат и офицеров ИГИЛу (немедленно казнённых) в обмен на некий «нейтралитет» стала притчей во языцех.
Нужно понимать, что курдское политическое руководство – это злейшие враги Курдистана и всей идеи независимости. На словах, для паствы, могут клясться именем бога, но дела их говорят за них. То рвение, с которым они обслуживают интересы США в регионе, едва ли может объясняться одной лишь любовью к демократии. При этом рядовые курды, всерьёз воспринимающие возню с построением независимого Курдистана, отдают жизнь за пока что утопическую идею. Поскольку в данный момент желающих поделиться с Курдистаном территорией нет, и не похоже, что они найдутся в ближайшем будущем, а существовать виртуально, вне географии, страна не может.
Для американских политиков Курдистан является той морковкой, которой достаточно размахивать перед носом курдов, чтобы сохранять присутствие в регионе, держать военную базу, где можно укрывать боевиков, распределять оружие, а главное – портить нервы и Турции, и Ирану. То, что обещания независимости от США не имеют под собой никаких гарантий, курдским руководителям побоку, а простой народ им верит, как свойственно людям верить в скорое исполнение мечты.
Сейчас сложилась уникальная ситуация, когда, с одной стороны, растущий боевой потенциал курдов на сирийской территории угрожает Турции, с другой, США руками курдов получают возможность поквитаться с Эрдоганом в частности и Турцией вообще за срыв военного переворота, который уже почти был у ЦРУ в кармане, с третьей же стороны иррегулярные турецкие войска, недавно пребывавшие в статусе «зелёной оппозиции», уже лишние на новой странице истории и ждут в очереди на утилизацию.
Турция своими войсками участвует в операции «Оливковая ветвь» едва-едва, ограничиваясь преимущественно артподдержкой, авиаударами и поставкой боеприпасов. Всю «грязную» работу на земле выполняют протурецкие боевики, совсем недавно сражавшиеся против Сирийской армии.
Теперь же этот контингент брошен против курдов.
Тем самым сирийская армия получает передышку в этой части страны, получая возможность додавливать «оппозицию» в пригородах Дамаска, в Восточной Гуте, и в провинции Идлиб, куда на протяжении длительного времени автобусами свозились «оппозиционеры» всех мастей, цветов и наименований. Как в старом анекдоте, «я вас ***дей два года на этот корабль собирал!» Чьей именно была идея свозить всех террористов в Идлиб, полагаем, не суть важно – важно, что в результате масса врагов Сирии собралась в одном месте.
В ходе боевых столкновений протурецкие боевики подрастеряют численность, а, используя ПТРК, курды смогут выбить некоторое количество техники у турков. В свою очередь, турецкая авиация расходует свой ресурс (а она вся импортная, как несложно догадаться). В своё время уничтожение авиацией ВКС колонн наливняков, шедших в Турцию с территорий, подконтрольных ИГИЛу, обрубило туркам доходы от нелегальной продажи ворованной нефти, теперь же финансовую устойчивость Турции подтачивает и война – пусть и прокси, пусть и не на своей территории, к тому же даже самые протурецки настроенные боевики хотят получать жалование, а не просто «за идею» сражаться.
Схлестнувшись с курдами, Турция по сути уничтожает американское присутствие в Сирии, что определённо на руку сирийскому руководству и народу.
Ну и главное – какие плюшки с этого имеет Россия.
Территориальная целостность послевоенной Сирии объявлена целью присутствия РФ в этой стране, и то обстоятельство, что Турция и США в прокси-войне руками курдов и протурецких боевиков способствуют восстановлению централизованной власти Дамаска за счёт ослабления турецкого влияния и сокращения контролируемых курдами территорий, безусловно, может быть отнесено к политическому искусству российской дипломатии. Это как раз тот случай, когда работа дипломатов приносит зримые плоды «на земле» . Год назад никто не мог бы представить, чтобы две страны-участницы НАТО сошлись в противостоянии, а сегодня это происходит на наших глазах, причём от этого противостояния пострадают и Турция, и США, а выгодоприобретателем окажется союзная нам Сирия. В свою очередь, российский МИД заносит в актив умение «таскать каштаны из огня» чужими руками. Достаточно сказать, что перед началом «Оливковой ветви» представители Турции и США приезжали в Москву для консультаций.
Что касается упрёков из некоторых курдских пабликов, дескать, «Россия нас предала».
Абсолютно никто не мешал курдам с самого начала войны выступить на стороне САА, и тогда по итогам послевоенного устройства иметь веские основания требовать административные преференции и территории. Однако, считая, что дни Асада сочтены, а Дамаск падёт со дня на день, курды азартно отщипывали кусок за куском от Сирии, надеясь, что каждый квадратный километр, на который ступила курдская нога, априори навеки становится частью Курдистана. Торговля с ИГИЛ наполняла кошельки курдских боссов живительными долларами. Если бы не вмешательство РФ в войну и неожиданно полное разворачивание хода событий, Курдистан мог бы и состояться, но ситуация изменилась – ИГИЛ почти не дышит, Сирия восстанавливает суверенитет, и недалёк тот день, когда курдам будет предъявлен счёт за, по сути, соучастие на стороне ИГИЛ.
Самым разумным в данной ситуации для курдов было бы арестовать и судить свою «верхушку», использовавшей курдов вовсе не в их, курдов, интересах. Но это ещё менее вероятно, чем государство Курдистан. С такими-то правителями.