Как советские истребители перехватывали Boeing и сажали его в карельской тайге
Утром 20 апреля 1978 года из парижского аэропорта Орли вылетел Boeing-707 корейской авиакомпании Korean Airlines. Самолет выполнял регулярный рейс по маршруту Париж – Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже (Аляска). На борту – 97 пассажиров и 12 членов экипажа. Командир воздушного судна Ким Чанг Кью (Kim Chang-Kyu) – очень опытный пилот, ранее служивший в военной авиации (воевал во Вьетнаме, полковник в отставке).
Корейский самолет летит строго по маршруту – над северной частью Атлантики, пересекает Гренландию, приближается к территории Канады … И тут что-то пошло не так. Самолет начинает поворачивать вправо по огромной дуге, разворачивается над Шпицбергеном и фактически летит обратно, на юг.
Примерно в 21:00 Boeing-707 приближается к советской государственной границе в Мурманской области и пересекает её над Кольским полуостровом. Нарушителя сразу же засекают советские радиолокационные станции. На вызовы диспетчеров самолет-нарушитель не отвечает. На перехват направлен истребитель Су-15. Опасение советских военных понятны: Boeing-707 летит прямо над базами сверхсекретных атомных подводных лодок. Однозначно определить, пассажирский ли это самолёт, невозможно. На базе Boeing-707 существует ряд модификаций самолетов военного назначения, в том числе самолёты-разведчики.
Пилот истребителя Су-15 сближается с корейским самолетом. Видит опознавательные знаки гражданского судна. Советский перехватчик подаёт визуальные сигналы корейскому пилоту: проходит на предельно близкой дистанции, качает крыльями, сигналит бортовыми огнями, указывая направление для посадки на ближайшем аэродроме.
«Я буквально стучался к нему в форточку, но кореец на меня не реагировал. Вместо этого он отвернул в сторону Финляндии», - вспоминает Александр Босов, пилот Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО.
С земли поступает указание: сбить нарушителя границы! Капитан Босов пытается убедить командование в том, что самолет пассажирский (радиопереговоры летчика с диспетчером фиксирует станция радиоперехвата в соседнем финском Рованиеми). Однако командование непреклонно, а времени остается всё меньше – до Финляндии лететь пять минут. Военный лётчик выполняет приказ, выпуская две ракеты.
Корейскому самолёту везет. Одна ракета проходит мимо, вторая взрывается возле крайнего левого двигателя, выведя его из строя и оторвав кусок крыла. Мелкие осколки ракеты попадают в фюзеляж, пробивают его и вызывают разгерметизацию салона. Boeing-707 начинает экстренное снижение, по-прежнему уходя в сторону Финляндии, однако на его перехват вылетает еще пара Су-15. По словам капитана Керефова, пилота одного из Су-15, он «стал давить» корейский самолёт, вынуждая его к посадке на лед одного из озёр.
Boeing-707 сел на лёд замерзшего озера Корпиярви в 150 км от города Кеми в Карелии. Экстренная посадка прошла благополучно. На борту от осколков ракеты погибли два пассажира. К месту посадки корейского самолёта сразу же выдвигаются советские военные.
«Мы принимали непосредственное участие в поисково-спасательной операции. Именно бойцы моего полка обнаружили «Боинг» на льду озера. А первым зашел в самолет (это тоже было непросто, ведь никто не знал, как открыть дверь) член поисковой группы радиотехнического батальона, начальник радиовысотомера прапорщик Дубодел. Когда он ступил внутрь «Боинга», ему в нос ударил запах алкоголя (как оказалось, виски). Пассажиры праздновали свое спасение, ведь все они были в шаге от смерти. Из 100 пассажиров, находившихся на борту, один был мертвым, второго в тяжелом состоянии загрузили в вертолет, но он умер по дороге в больницу. Еще тринадцати раненым была оказана необходимая медпомощь» - вспоминает ветеран 18-го радиотехнического полка Владимир Кабанов.
Пассажиры и экипаж корейского самолета были доставлены на армейских вертолетах в город Кемь. Их временно разместили в Доме офицеров, но через пару дней отпустили домой, доставив в Мурманск, а оттуда – в Хельсинки на американском пассажирском самолете. Командир и второй пилот были задержаны, КГБ проводил следствие.
Корейские пилоты и представители авиакомпании Korean Airlines настаивали на непреднамеренном пересечении границы, ссылаясь на поломку навигационного оборудования. Очень удивительно, что полковник Ким Чанг Кью, который около 10 лет летал по данному маршруту, не заметил поломки и не почувствовал резкой смены курса… Так или иначе, в СССР корейских пилотов помиловали и отпустили на родину.
Советская сторона выставила Южной Корее счет на 100 тысяч долларов США для покрытия расходов по эвакуации и пребыванию пассажиров. Самолет, брошенный на берегу карельского озера, был разделан на металл и растащен на сувениры местными жителями – Korean Airlines отказалась оплачивать расходы по его вывозу.
А через пять лет, в сентябре 1983 года, такая история повторилась. Невероятно, но границы СССР вновь нарушил корейский Boeing авиакомпании Korean Airlines! И вновь корейский самолёт не реагировал на требования советских военных и не обращал внимания на истребители-перехватчики. Но на этот раз такого чуда, как в Карелии, не произошло… Корейский самолет был сбит над Сахалином – и вновь истребителем Су-15! Погибли 269 человек.
Уважаемые читатели! Не забывайте подписываться на наш канал "Такая История", и мы продолжим удивлять вас малоизвестными, засекреченными и очень интересными материалами из мировой и российской истории!