Найти в Дзене
Студия 391

«Неужели такой я вам нужен после смерти?..»

Оглавление

80 лет Высоцкому… Вы представляете его в таком возрасте?

Нина БЕЛОЦЕРКОВЕЦ

О нем не писал и не говорил только самый ленивый - казалось бы, мы знаем о нем все. Ежегодно 25 января из каждого утюга нам рассказывают одно и то же: что пел, сколько пил, с кем спал и как бесславно погиб в самом расцвете творческого полета.

Кто-то осуждает поэта, кто-то боготворит. Для кого-то его творчество - это юность, катушки, пластинки и память навсегда, для кого-то - «хрипота».

-2

Но даже последние не отрицают факта гениальности Высоцкого и его огромного влияния на несколько поколений соотечественников.

-3

Его именем назван театр на Таганке, где он играл своего неповторимого Гамлета. Хозяева Москвы даже снизошли до разрешения назвать Нижний и Верхний Таганский тупик улицей знаменитого барда. Практически в каждом городе проводят слеты, съезды, сходки имени Высоцкого. Перепевают и переигрывают его стихи и аккорды.

-4

Всем это кажется уместным и красивым: мол, мы же память храним, молодцы мы. Постаревшая Марина Влади не устает рассказывать трогательные истории. Их еще много - живых свидетелей. И, в общем-то, можно понять желание тусклых людей попиариться за счет яркого.

-5

Но вот какой вопрос меня волнует более всего: как на самом деле мы относимся к Высоцкому? Предвижу непонимание и возможное возмущение, поэтому поясню. Поэт похоронен на Ваганьковском кладбище, это всем известный факт. И тут очевиден ряд странностей.

-6

Почему на самом проходе? Почему нет ни малейшей возможности как-то подойти, присесть, погрустить, в конце концов? И самое главное - какой… сочинил этот ужасный постамент, при взгляде на который сразу вспоминаются слова из песни:

… Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез -
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив «Ахиллес»…
… Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули И в привычные рамки не лез - Но с тех пор, как считаюсь покойным, Охромили меня и согнули, К пьедесталу прибив «Ахиллес»…

Складывается впечатление, что кто-то отомстил Высоцкому за его недостижимую популярность, за непокорность и талант, соорудив именно такой памятник, которого он страшился. Вспоминая о нем то, что он сам рассказывать точно бы не стал. Смакуя и обсасывая подробности личной жизни.

-8

За всем этим постепенно забываются его песни, голос, театральные роли и фильмы. А ведь после Владимира Высоцкого осталось огромное творческое наследие, он все сказал этому миру в стихах - и именно их мы должны помнить и нести дальше.