Найти тему
Helperia.ru

Здание Главного штаба (Санкт-Петербург)

Оглавление

Здание Главного штаба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

История строительства

Площадь до постройки здания Главного штаба

Восточное крыло здания Главного штаба и министерств занимает территорию, на которой с начала XVIII века сформировался ряд частных домовладений. Первое время их главный фасад выходил на набережную реки Мойки, тогда как на будущую Дворцовую площадь смотрели их задние дворы. К моменту постройки Зимнего дворца на неё выходили уже лицевые корпуса особняков и доходных домов.

Застройка восточной части Дворцовой площади конца XVIII века начиналась торцом здания экзерциргауза. Рядом с ним стоял дом скульптора Иоганна-Готлиба Шварца - главного изготовителя мраморных архитектурных элементов отделки парадных залов Зимнего дворца. Рядом с участком Шварца располагался дом баронессы Александры Борисовны Строгановой, урождённой княгини Голицыной, вдовы барона Григория Николаевича Строганова. За её домом находился дом Екатерины Буландт, супруги чешского музыканта и композитора Антона Буландта. Здесь продавались музыкальные инструменты, устраивались популярные в Петербурге концерты. Соседом с Буландтами с 1797 году был купец Шарапов, позднее ставший надворным советником. Далее располагался участок купчихи Розы Каролины Молво, владелицы нескольких крупных продуктовых магазинов. От неё дом перешёл во владение супруги графа Сен-При.

-2

Наиболее представительным зданием восточной части Дворцовой площади был дом князя Александра Борисовича Куракина. За домом Куракина располагался дом купчихи Резвой, у которой в начале 1800-х годов его купил коллежский асессор Иван Маркелов. Далее находилось здание старого Пажеского корпуса. В конце 1790-х годов освободившееся здание было продано статскому советнику Грифсу. В 1821 году его вдова Ребекка Карловна Грифс содержала здесь "Трактир города Парижа". Последним в этом ряде зданий был дом доктора Кристофа Казимира (Христофора Яковлевича) Лерхе.

Участок Лерхе с юга ограничивал Водяный переулок, соединявший Дворцовую площадь с набережной реки Мойки. За этим переулком располагался дом золотошвея Моллера - последний из выходящих на Дворцовую площадь. Дальнейшая застройка выходила уже только на Луговую Миллионную улицу: дом купца Петелина, дом статского советника Фурсова, дом наследников переплётчика немецких книг Иоганна Генриха Миллера, дом фабрикантши вдовы Шеккельберовой, дом "пуговишного цеха мастера" Якима Штута. Все эти участки были впоследствии поглощены зданием Главного штаба.

Участок, на котором находится западное крыло здания Главного штаба, был выделен под застройку в 1764 году согласно составленному архитектором А. В. Квасовым генерального плана города. Именно этот зодчий задал дугообразное направление застройки.

Окончательно западная часть дуги сформировалась в 1780-х годах, когда архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном здесь было построено три похожих друг на друга здания: владение графа Якова Александровича Брюса, дом фаворита Екатерины II Александра Дмитриевича Ланского и участок Авдотьи Ивановны Молчановой (Кушелевой).

На заднем дворе дома Ланского размещался Новый (Кушелевский) театр, называемый также Немецким. В нём устраивал маскарады Луи Фильети, который в 1801 году получил на это исключительную привилегию от императора. Один из современников так описал театр: "Манеж находится в заднем корпусе великолепного бывшего дворца Ланского, который Екатерина II приказала возвести с императорским великолепием прямо напротив Зимнего дворца, и который ещё не был закончен, когда предназначенный владелец умер, вследствие чего это красивое колоссальное здание перешло к его семье. При усердии тех, которые руководили строительством, уже летом 1796 года стоял театр, который смело мог равняться со многими, даже большинством театров в средних немецких городах. Он состоял из партера, одного яруса лож и галереи и мог удобно вместить около тысячи зрителей. Зал украшала искусная кисть господина Дранше, российско-императорского театрального живописца, полностью в собственном вкусе. Целое представляло сад со шпалерой, где просвечивала листва и вверху вершины деревьев образовывали над ним свод, который придавал целому нечто романтическое. Знаменитый Гонзаго преподнёс сцене несколько превосходных декораций, остальные изготовил Дранше, многие члены, которые были художниками, также позаботились об украшении как театра, так и зала собраний. Многие русские вельможи заинтересовались этим и снабдили гардероб богатыми и дорогими одеждами; короче, новая сцена была торжественно открыта 24 сентября 1796 года".

Кушелевский театр сгорел в 1804 году, после чего долгое время бездействовал. Только через четыре года Молчанов, не ремонтируя театр, сдал его в наём дирекции Императорских театров сроком на восемь лет. Как до так и после пожара здесь выступала немецкая труппа, представления которой пользовались успехом у обширной петербургской немецкой общины. Даже после того, как в доме Молчанова разместился Главный штаб, театр продолжал действовать, так как приносил хорошую прибыль. Главный штаб сдавал его всё той же дирекции до 1816 года.

Дом Брюса был продан его дочерью в 1807 году надворному советнику Кусовникову. При нём здесь работала гостиница "Европа" ("Hotel de l'Europe"), которую содержал француз Тардиф. Этот отель славился роскошью и богатством интерьеров. Им пользовались многие дипломаты и богатые иностранцы, в нём постоянно жили баварский и шведский посланники.

Перед войной с Францией Александр I провёл реорганизацию системы управления армией. Размещавшиеся по разным адресам учреждения Генерального штаба были объединены под одной крышей. 28 марта 1811 года высочайшим рескриптом Александра I дом Молчанова был выкуплен в казну и передан Генеральному штабу.

Следует помнить, что Главный и Генеральный штабы - органы управления российской армией, которые в разное время существовали параллельно друг другу. Главный штаб был создан в конце 1815 года для заведения всеми областями военного управления (кроме хозяйственной). В него вошли Инспекторский департамент и Квартирмейстерская часть, с 1816 года - Военно-топографическое депо, подчинённое до того Генеральному штабу.Так, кроме всего прочего, здесь была создана библиотека Главного штаба. Вход в неё находится на Дворцовой площади - второй подъезд справа от арки. На создание библиотеки значительную сумму пожертвовал Александр I. Инициатор её создания генерал-фельдмаршал князь Пётр Михайлович Волконский подарил библиотеке около 500 книг. После окончания Отечественной войны 1812 года библиотека приобрела 3 000 томов лучших зарубежных книг по воинскому искусству.

6 мая 1816 года по инициативе Александра I дом Кусовникова был выкуплен в казну за 600 000 рублей ассигнациями и передан Главному штабу. Рядом с бывшим домом Кусовникова, ближе к Невскому проспекту, располагался дом "депо карт", которое всегда был в ведении военного ведомства. Здесь работали военные картографы и топографы. В 1819 году этот дом был передан штабу Гвардейского корпуса.

Строительство здания

Если до войны с Францией императору нужно было держать рядом в первую очередь военное ведомство, то после победы над Наполеоном для сохранения завоёванных внешнеполитических позиций рядом с Зимним дворцом потребовалось иметь и министерство иностранных дел.

Для Главного штаба было решено приобрести остаток "фельтеновской дуги". На приобретение домов у потомков Брюса и Ланского казной было потрачено 1 032 500 рублей. Из них 275 000 ушло в марте 1819 года на покупку дома у Елизаветы Дмитриевны Ланской.

С участками вдоль Мойки ситуация оказалась сложнее. Здесь стояли хоть и не столь богатые особняки, но их было так много, что приобретение в казну всей необходимой территории оказалось весьма дорогой затеей. На покупку территории было потрачено 1 480 000 рублей. В казну отошли участки Храповицкого, Фогта, Сегена, Котомина и Лерхе. Ещё за 1 500 000 были куплены участки Маркелова, Шарапова и Сен-При.

-3

Объединить все здания под одним фасадом предложил император Александр I. Разработка планов и чертежей была поручена архитектору Карлу Росси. 16 марта 1819 года был принят соответствующий указ, а 15 марта 1820 года был создан специальный комитет "По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам". Временную строительную комиссию возглавил генерал-майор Сенявин. Перестройкой сохранённых на участке зданий управлял князь Волконский. В помощь Карлу Росси были назначены Ф. Руска, П. Жако и другие архитекторы и инженеры.

Архитектор повторил линию фасадов существующих ранее зданий. Параболическая форма основной части главного корпуса устранила монотонность фасада без ризалитов, так как в этом случае одни и те же архитектурные детали видны под разными углами. Плоские же боковые фасады снабжены центральными ризалитами с прислонёнными к стене колоннадами. Несмотря на то, что крылья дома не равны по длине, они выглядят одинаковыми. Для устранения диспропорции Росси оформил фасады портиками: из 14 колонн на Главном штабе, из 12 - на корпусе министерств финансов и иностранных дел. Более пластично Росси оформил фасад со стороны Мойки, где набережная следует по гораздо более прямой линии. Как раз там выступами и углублениями в фасаде устранена монотонность 200-метровой стены.Часть дома №1 по Большой Морской улице снесли, направление улицы изменили так, чтобы она выходила строго на центр Зимнего дворца. От домов Брюса и Ланского оставили лишь внешние стены и некоторые залы, украшенные по рисункам Кваренги. Заботу о труде итальянского архитектора проявил его ученик Карл Росси. До наших дней уцелела парадная мраморная лестница дома Ланского - сейчас это лестница библиотеки Главного штаба.Торжественная закладка здания Главного штаба состоялась 12 июня 1820 года. На закладной доске значилось: "Учинена закладка строению на площади противу Зимнего дворца для приведения оной в правильность".1 февраля 1822 года в надворном флигеле бывшего дома Кусовникова была освящена церковь во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. 23 апреля, в день первого храмового праздника, её посетил Александр I. Императором храму были подарены Евангелие в серебряном окладе и паникадило из Зимнего дворца. С тех пор все служащие Главного Штаба каждое 23 апреля освобождались ото всех служебных занятий.

В том же 1822 году в здании Главного Штаба был сформирован и размещён Корпус военных топографов, при нём расположилось Топографическое училище.

Строительство западного корпуса было завершено к 1823 году, после чего начали строить восточный корпус. Его завершили в основном к 1825 году, причём первым делом сооружали новый выходящий на Дворцовую площадь фасад. Фасад всего здания Главного штаба стал на тот момент самым длинным в Европе - около 580 метров. Угол здания у Мойки ради целостности композиции был сделан острым. За такую форму его прозвали "утюг".

В начале работ на возведение здания средств не жалелось, цоколь выходящего на Дворцовую площадь корпуса министерства иностранных дел был сложен из дорогого гранита. А после воцарения требовавшего строжайшей экономии Николая I в 1825 году со стороны Певческого моста цоколь укладывался уже из более дешёвого пудостского камня. По распоряжению Николая I фасад здания Главного штаба был окрашен в жёлтый цвет.Ради окончательного освобождения Дворцовой площади от старых построек в 1827 году за 780 000 рублей был куплен для сноса соседствующий с министерским корпусом дом. Суммарная стоимость выкупа участков восточнее Малой Миллионной улицы обошлась более чем в три раза дороже, чем выкуп домов Ланского и Кусовникова.

Кушелевский театр был закрыт, в театральном зале стал работать Общий архив Генерального штаба, с 1834 года ставший Государственным. Здесь Росси для уменьшения риска пожара использовал металлические перекрытия. Свод зала поддерживают восемь металлических дуг, опирающихся на двадцать две чугунные колонны. По стенам зала архитектор разместил чугунные галереи с подъёмными чугунными полками и железными шкафами. Зал Архива стал первым подобным в России. Его чугунные конструкции были созданы на Александровском чугунолитейном заводе.

Первоначально стены здания Главного штаба были выкрашены в светло-серый цвет.

О судьбе здания после революции и до наших дней читайте в статье.